Недавно на телеканале ТВ Центр состоялась премьера документального четырёхсерийного фильма 37-летнего режиссёра Фёдора Стукова «Концлагеря. Дорога в ад», снятого в рамках московской программы по созданию отечественных телесериалов.
Наверное, вполне объяснимо, что к событиям Второй мировой и Великой Отечественной войны всё чаще обращаются представители молодого кинематографического поколения. Они стремятся по-своему понять, в чём была её предопределённость, какими были движущие мотивы и философия тех, кто сражался по обе стороны баррикад, чему учит то кровавое столкновение и способны ли люди извлечь правильные уроки, не повторить трагических ошибок.
Впрочем, у режиссёра Фёдора Стукова есть свой личный счёт к войне. Его дедушка погиб совсем молодым на войне с Японией, оставив бабушку одну с двумя маленькими детьми. И всё-таки, как говорит сам режиссёр, он так и не может до конца понять, как могли взрослые люди, отправив на смерть в газовой камере стариков и детей, преспокойно отправляться на прогулку с собственными детьми.
Целый год шли съёмки картины, отснятого материала хватит ещё на несколько лент. Но сейчас режиссёр хотел бы психологически прийти в себя, может быть, даже снять комедию.
В то время, когда он снимал в Освенциме горы стоптанных детских туфелек, оставшихся от уничтоженных детей, понимая, что это только малая сохранившаяся часть овеществлённой трагедии, он не мог не думать о недавно родившемся собственном сыне Тимке и о том, в каком мире ему предстоит жить. Режиссёр вспоминает, что в ходе съёмок его более всего поразили туристы, которые снимались на фоне газовых камер. Стукова до сих пор мучает вопрос, неужели они повесят фотографии на стене своей гостиной?
Есть у картины ещё один молодой соавтор, под которого, кстати, писался сценарий. Это ведущий картины, роль которого доверили молодому журналисту и актёру Борису Корчевникову. Как показала телепремьера, этот выбор безошибочен. На самом деле, чтобы не отвести от экранов молодых зрителей, нужен был именно такой образ и такой голос. Уход от стереотипа, когда подобная роль отводилась актёрам или историкам, которые, кажется, сами участвовали в тех далёких событиях, оказался абсолютно оправданным.
От Общества бывших российских узников концлагеря Маутхаузен:
Выражаем искреннюю благодарность администрации телеканала ТВ Центр и участникам съёмочной группы за их важную работу по сохранению в памяти ужасов фашизма.