, ведущий научный сотрудник Института макроэкономических исследований (ГУ ИМЭИ) Минэкономики России
Среди показателей благополучия жизни жильё в России занимает особое место. Если зарплаты, пенсии, пособия и иные «монетарные» блага можно отнести к категории личных, то жилище является ценностью «двойного применения» – здесь и личное, и государственное. Последнее не только потому, что это составная часть национального богатства. Жильё – это фактор нормального физического и социального самочувствия и одно из главных начальных условий для подхода к решению проблемы проблем России – приумножения нации.
Что бы ни говорилось, но в решении проблемы жилья – как до кризиса, так и сегодня – ощутимых сдвигов нет. Плохо верится, что при нынешних зарплатах, безумстве цен в строительстве и ставок в ипотеке квартиры для подавляющей части россиян когда-либо станут доступными. Тупик и с ЖКХ. Его обустройство не по силам государству, частный же бизнес (за редким исключением) оно не привлекает, ибо вокруг масса куда более лёгких путей к прибыли.
Большие ожидания связывают с государственно-частным партнёрством – ГЧП. Это организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей – от промышленности и НИОКР до сферы услуг. Важность этого направления обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития (2008–2020 годы).
Что до практики… Данных об успешном внедрении ГЧП пока немного.
В этой связи заслуживает внимания опыт сотрудничества государства и частного бизнеса в Японии.
В 1949 году Япония столкнулась с трудностями экспорта продукции машиностроения: её цены оказались выше мировых. Причина – высокая стоимость металла, определяемая, как оказалось, дороговизной угля. Совет по рационализации промышленности с участием ведущих компаний, представителей промышленных ассоциаций и чиновников выработал соглашение. Вот его пункты.
1. Машиностроители-экспортёры назвали конкурентную цену металла.
2. Угольщики, изыскав средства, модернизировали свои шахты и под гарантию металлургов закупать весь производимый ими уголь снизили его цену на 18%.
3. Металлурги также модернизировали свои предприятия, что в совокупности с подешевевшим углём позволило выйти на требуемую цену.
4. Судостроители, получив более дешёвый металл, снизили цены на морские суда.
5. Угольщики-импортёры соответственно снизили транспортные издержки и удешевили также и ввозимый уголь.
Итог известен. Япония ныне – один из мировых лидеров производства высокотехнологичной, наукоёмкой, инновационной продукции машиностроения.
Решение этой сложнейшей «многоходовки» – плод активности государства. Его чиновники явились организаторами и координаторами дела. Именно они способствовали созданию доверия между его участниками и выработке компромиссов. Не всё было благостно, но тем не менее.
Такой стиль взаимоотношений государства и бизнеса вошёл в практику под названием «административное руководство». Он включал также весьма решительные меры по защите и поддержке национального предпринимательства.
Как видно, японская модель ГЧП – это созданный под эгидой государства альянс, который, осуществив комплекс весьма сложных и рискованных организационно-экономических действий, решил жизненно важную общенациональную проблему, что во многом предопределило дальнейшую судьбу разбитой войной страны. При этом получили выгоды и частные компании.
Сегодня Россия в чём-то тоже «страна, пришедшая с войны» и перед ней стоят задачи общенациональной значимости, наипервейшая среди которых – жильё.
Российский строительный бизнес – сложная, коррумпированная, непрозрачная система с массой поставщиков, субподрядчиков, отраслевых монополистов (цемент, подключение к сетям и т. п.), каждый из которых рвёт ценовое одеяло на себя. При этом проекты с прибыльностью менее десятков процентов его, как правило, не интересуют. И даже в национальном проекте «Доступное и комфортное жильё» они выступают фактически определяющей стороной.
Перспективным направлением положительных перемен в жилищном строительстве могло бы стать ГЧП под эгидой государства (условно – ГЧП «Жильё»). Однако созданию такого альянса могут противодействовать российские реалии.
Воротилы российского бизнеса – далеко не простой материал для создания коллективных структур. Они привыкли не доверять всему и вся. Они склонны к специфически российским усобицам и далеко не всегда дружны с законом и деловой этикой. К тому же они социально индифферентны, часто до цинизма. Консолидация такой стихии – сложнейшая организационная работа. Необходим авторитетный лидер с высоким статусом и большими полномочиями. Им могут быть только властные структуры. Но готовы ли они принять на себя бремя такого лидерства?
Нынешняя власть, в первую очередь ключевые фигуры её экономического блока, привержена концепции саморегулируемости рынка и неприемлемости – даже вредоносности! – вмешательства государства в экономику. Лидерство же, а тем более с элементами административного руководства предполагает хотя бы временный мораторий на эти либеральные постулаты. Иначе бессмысленно говорить о каком-либо альянсе.
И можно ли ожидать реальной заинтересованности упомянутых сторон в масштабных проектах ГЧП вообще и в проекте ГЧП «Жильё» в частности? Наша «стабильность» и «всекоррупция», которую не без основания иногда полагают фактором стабильности, легко могут напомнить, что и так всё неплохо «устаканилось» и что от добра добра не ищут… Проживём и так, без ГЧП. Проживём. Но как?