Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2022 г.
  4. № 3 (6817) (19.01.2022)
Литература

Где достать миелофон

О кризисе взаимопонимания

19 января 2022

В недавнем нашумевшем фильме «Последняя дуэль» увиделось и отозвалось болью, как мы говорим тем, кто рядом, – одно, а они слышат – другое.


У Ридли Скотта вот как: есть муж, жена и друг семьи. Три истории, у каждого своя правда. Друг семьи думает, что у него бурный роман с женщиной, а в глазах той случившееся – изнасилование, после которого она добивается суда и справедливости.

И я думаю: по сути, в «Последней дуэли» – костюмном кино в декорациях Франции XIV века – описывается очень простая и очень бытовая вещь, через которую мы все проходили.

– Надень шапку, – говорит мама («Я люблю тебя, я волнуюсь, что ты заболеешь», – хочет сказать она, но не умеет сказать это).

– Ты слишком маленький, чтобы решать, что носить, – слышит подросток.

Потом он, возможно, придёт к психологу жаловаться на абьюз со стороны родителей.

– Я два года не мог тебе сказать, что мне больно от того, что ты обращаешься со мной, как с пустым местом, – сказал однажды человек, которого я любила. – Я взрывался из-за этого осколками во все стороны.

– Но ты не был для меня пустым местом, – возражала я. – Ты был для меня примерно центром мира.

Мы не сумели рассказать, как важны друг другу, и расстались. Он не умел рассказать мне, что ему больно. Я не выдерживала летящих во все стороны осколков.

Нам всем, конечно, нужны медиаторы, посредники, которые урегулируют отношения. Переводчики с русского на русский. Я даже думаю, что настоящей целью миелофона, приборчика из далёкого будущего, прекрасного утопического советского будущего, была возможность напрямую поговорить.

Не путаться в словах, не использовать неверные, говорить напрямую, без страха. Например, так:

– Не уезжай на Донбасс, на войну. Я прошу тебя об этом не потому, что хочу посадить в клетку, а потому, что люблю и боюсь за тебя.

Слишком много слов требуется.

Слишком много слов – и смелости, чтобы признаться в своих страхах и слабости. Считается, что беззащитность, которую дарит любовь, – это слабость. Но неправда, это величайший дар – дар становиться как дети.

Миелофон – великое изобретение прекрасного утопического СССР из фильма «Гостья из будущего» – создан был не для того, чтобы просто читать мысли, шпионить, не для научных исследований, не для холодной войны, а чтобы люди научились говорить друг с другом. Советские люди обрели бы невероятную силу и стали непобедимы. Но, конечно, это было бы государственной тайной: нельзя делиться такой мощью. Вот космические пираты за ней и гонялись. Потом, конечно, было принято решение использовать миелофон только в секретных правительственных разработках, что вы, голубчики, какое ещё счастье-для-всех-даром.

О, как мы были бы счастливы, сильны и непобедимы, умей говорить о своей любви напрямую. Мы стали бы небесным народом, сверхлюдьми, возвысились бы и стали равны ангелам.

– Позвони, когда придёшь домой.

– Не пытайся контролировать мою жизнь.

Или вот так:

– Уходи. Я больше не люблю тебя.

(И это значит: «Спаси меня, спаси, я падаю в бездну, исправь то, что возможно» – но собеседник слышит сказанное).

Или вот так:

– Я позвоню, когда будет время.

(И это значит: «Мама, я тоже скучаю по тебе, но мне тяжело говорить по телефону, и я не могу найти общих тем. Может, я лучше напишу?»)

Мы все говорим на разных русских языках.

И нет миелофонов в широком использовании. 

Тэги: Анна Долгарева
Обсудить в группе Telegram

Анна Долгарева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Крылатая богиня возмездия

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Обвиняя жертву

    17.08.2022
  • Свои и чужие

    13.07.2022
  • Весна на фронте

    11.05.2022
  • Поэма конца

    228 голосов
  • Свои и чужие

    124 голосов
  • Бесхвостый кот, снайпер и бабы

    105 голосов
  • Кот-хранитель

    88 голосов
  • Крылатая богиня возмездия

    82 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS