Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2019 г.
  4. № 37 (6704) (11.09.2019)
Литература

Где же ныне вишнёвый сад и казачий хор?

Воспоминания из детства

11 сентября 2019

Это было ещё при Сталине, летом 1949 года, когда мне было 13 лет. Мои родители снимали на лето избу у крестьянской семьи, подмосковных колхозников, на высоком берегу реки Истры, в живописной деревне Аносино. Деревня была богатая. Хотя во время войны она была сожжена и люди жили во времянках, но к этому времени деревня уже отстроилась и новые избы хозяева сдавали москвичам на лето, а сами жили во времянках. У наших хозяев была корова, телёнок, поросёнок, куры. Положенный им кусок приусадебной земли был засажен картофелем, значительная часть представляла маленькую плантацию огурцов, а также была полоска ржи. Кроме того, было несколько небольших, но очень плодовитых деревцев вишни. Когда дачники съезжали, хозяева возили в Москву, на колхозный рынок около Рижского вокзала, молоко, картофель и другие обычные для нашей полосы овощи, вишню, а когда забивали телёнка, то и телятину, на колхозном рынке они покупали место и торговали свободно по нормальным приемлемым ценам, поскольку тогда не существовало рыночной мафии и перекупщиков.

Однажды, когда мне надо было поехать в Москву и я ждала электричку на станции Снегири, на эту платформу по деревянным ступенькам поднялись трое молодых русских солдат. В ожидании электрички один из них стал играть на гармошке, а двое других – плясать, выделывая всевозможные коленца, которые мы теперь имеем возможность видеть только у фольклорных ансамблей. В деревне Аносино также был вытоптанный «круг», где собиралась по вечерам молодёжь, которая в тот год была довольно многочисленной, и также пела и плясала под гармошку.

После смерти Сталина и захвата власти в СССР Никитой Хрущёвым, осуществившим свои людоедские преступные налоговые реформы в сельском хозяйстве, деревня обеднела, как рассказала моей маме случайно встретившаяся ей бывшая дачная хозяйка, скот зарезали, а вишни вырубили. Молодёжь из деревни исчезла.

Всё это я рассказала как иллюстрацию к тому, как плохо было жить народу при Сталине и как хорошо он стал жить при последующих генсеках, которые постепенно разоряли и вконец разорили русскую деревню и всё сельское хозяйство в России.

Хочу рассказать также ещё об одном моём воспоминании детства. Мой отец был донским казаком и провёл значительную часть детства на Дону, в станице Алексиково, и даже ходил в ночное, то есть участвовал в выпасе и выгуле казацких коней. Казаки тогда были сплошь неграмотные, и только моему деду дали возможность окончить школу из-за его плохого здоровья и негодности вследствие этого к строевой службе.

Но деду всё равно пришлось служить в казачьих войсках, но писарем. Он служил под Москвой, в городе Орехово-Зуево, где в конце концов ушёл из казачьих войск и со временем сдал экстерном экзамены на учителя словесности и всю жизнь был учителем в орехово-зуевской школе. Далее он женился на молодой красивой, но полуграмотной девушке из семьи фабричных рабочих, которую так сильно любил, что говорил о ней «Маша-святая!».

Так вот, брат деда, который был, естественно, неграмотным, после войны оказался в Москве и служил сторожем в Измайловском парке, где и жил в деревянном бараке.

У него после войны собиралась вся донская родня и их друзья. Однажды, когда мне было около двенадцати лет, то есть примерно в 1948 году, мои родители взяли и меня с собой на эту встречу. За большим длинным столом сидело человек двадцать и мужчин, и женщин. Они что-то ели и пили водку понемногу, причём никто не напивался допьяна. Также они пели хором удивительно ладно и красивыми голосами старинные казачьи песни и военные песни тех лет. Мне запомнился высокий очень красивый крепкий казак лет тридцати в звании майора с сумрачным и даже злым выражением лица, у которого при таком красивом теле была отрублена рука выше локтя. Он пил водку и пел со всеми, но никто не пел таких «залихватских» песен, какие почему-то любят петь существующие профессиональные казачьи хоры.

Что же касается самих донских казаков, то один из многих братьев моего деда был женат на иранке, а также и дед, и мой отец были атеистами и не признавали священнослужителей. По этой причине моего отца крестили дважды, назвав сначала Петром при первом крещении, а поскольку бабушке это имя не понравилось, дед отнёс отца в церковь и во второй раз окрестил Виктором. Но при своём атеизме и дед, и отец всегда были бескорыстными и порядочными людьми, относившимися с большим уважением к другим людям.

Однажды к нам приехал с Дона один молодой человек, родственник отца, с намерением поступить в семинарию, но пока он у нас жил две недели, отец отговорил его от этого намерения, и он вернулся назад домой на Дон.

Почему-то существующие профессиональные казачьи хоры очень подчёркивают свою приверженность к православию, хотя этот факт их веры ни в коем случае не является доказательством их патриотизма, поскольку сейчас среди наших элит многие посещают церковь, выполняют все обряды, но в жизни преследуют лишь свои корыстные цели, часто даже вредящие нашей стране.

Эмилия Болтянская

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Тэги: Эмилия Болтянская Неравнодушный современник
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На чьей стороне правда?

    24.03.2021
  • Новый поп Гапон?

    03.03.2021
  • Кто пил из чистого ручья...

    17.02.2021
  • Вкалывают роботы, а не человек

    03.02.2021
  • Таинственная цензура,

    20.01.2021
  • Осознанная память

    65 голосов
  • Хотелось бы пожить при демократии

    58 голосов
  • Справедливость грядущего

    56 голосов
  • Смелость объективной оценки

    53 голосов
  • Реальность или «маниловщина»?

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS