В Москве прошёл Большой фестиваль РНО
На Новой сцене Большого театра состоялось беспрецедентное по московским меркам событие – Большой фестиваль Российского национального оркестра (РНО). В течение семи вечеров подряд играл один из лучших отечественных симфонических коллективов под управлением его основателя Михаила Плетнёва. Прозвучал ряд сочинений Чайковского – главного композитора фестиваля, были представлены опера Моцарта «Волшебная флейта» и музыка Грига к пьесе «Пер Гюнт», показали своё искусство солисты РНО. Фестиваль стал предисловием к празднованию 20-летия оркестра, которое состоится в следующем сезоне, и подтвердил уникальность РНО.
РНО – первый негосударственный оркестр в нашей стране и единственный коллектив из Москвы, включённый журналом Gramophone в рейтинг двадцати лучших оркестров мира. Невероятное достижение для коллектива, созданного лишь в 1990 году. РНО стал первым российским оркестром, выступившим в Израиле и Ватикане, где ему аплодировал папа римский. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. А когда столичные оркестры в середине 90-х практически прекратили выезды в провинцию, РНО начал проводить Волжские турне, играя для жителей Саратова, Самары, Ульяновска, Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Ярославля.
За неполные двадцать лет коллектив сотрудничал едва ли не со всеми ведущими мировыми исполнителями – начиная с Лучано Паваротти и Пласидо Доминго и заканчивая Евгением Кисиным и Максимом Венгеровым. Эту линию продолжил Большой фестиваль РНО, где вместе с оркестром выступили исполнители международного класса – кларнетист Майкл Коллинз, сопрано Симона Кермес, скрипач Сергей Крылов, пианист Стивен Хаф и многие другие.
На концерте-открытии Большого фестиваля, счастливым образом обошедшемся без официальной части, неслучайно звучала Шестая симфония Чайковского. Именно она была записана на первом компакт-диске РНО, вышедшем в 1991 году, и журнал Gramophone назвал эту запись симфонии лучшей в истории.
Среди отечественных симфонических коллективов РНО – один из наиболее активно гастролирующих; в мире его называют «визитной карточкой современной российской музыки». Оркестр представляет Россию на крупнейших международных форумах; им под стать оказался Большой фестиваль РНО – нетипичное для нашей музыкальной действительности событие, главным героем которого объявлен оркестр, а не дирижёр или солист.
Другое дело, что формула «говорим РНО, подразумеваем – Плетнёв, говорим Плетнёв, подразумеваем – РНО» справедлива для этого оркестра как мало для какого другого. Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр РНО Михаил Плетнёв уделяет оркестру максимум возможного времени; ради этого он, к разочарованию всего музыкального мира, оставил три года назад карьеру пианиста. Плетнёв – против общепринятой сегодня практики, когда шеф проводит с оркестром от двух до четырёх месяцев в году; большинство московских и гастрольных концертов РНО проходит под управлением Плетнёва.
Он дирижировал и всеми без исключения концертами Большого фестиваля РНО, который можно с тем же основанием назвать Большим фестивалем Михаила Плетнёва. По словам маэстро, одна из главных целей форума – смотр достижений оркестра, представление коллектива во всём его разнообразии. В известной мере эта цель была достигнута, хотя центральное событие фестиваля – «Волшебная флейта» Моцарта – не стало в первую очередь триумфом оркестра. Да, в последнее время РНО не раз играл оперы в концертном исполнении, но это отражение репертуарных интересов самого Плетнёва, ставшего и на этот раз главным героем вечера. Следом на себя обращали внимание солисты и только затем – оркестр, послушный инструмент в руках дирижёра.
Как бы то ни было, именно «Волшебная флейта» идеально соответствовала идее музыкального фестиваля как такового – праздника музыки, события которого выходят за рамки обычных мероприятий филармонического сезона. Собралась команда отличных певцов из разных стран – неслучайно в зале то и дело встречались солисты московских театров, пришедшие послушать зарубежных коллег. Из экономии времени, правда, «Флейту» сыграли в урезанном варианте, без разговорных диалогов – драматургический сюжет из-за этого временами терялся, однако сюжет музыкальный был выстроен Плетнёвым необыкновенно цельно и убедительно.
Среди солистов следует отметить немецкого баритона Штефана Генца – в партии Папагено он был так органичен, что, казалось, ничего и не играл. Даже не перебирал в воздухе пальцами, изображая игру на флейте, как делают почти все на свете Папагено – зачем, если и без этого роль сидит на артисте как пришитая. Полной противоположностью Генцу, вышедшему на сцену как к себе домой, оказалась любимица московской публики Симона Кермес (Царица Ночи) с её ураганным темпераментом. Она обрушила свою энергию не только на зал, покорённый с первого же мига, но и на Михаила Плетнёва, которого, казалось, вот-вот стащит с пульта и заставит танцевать. И хотя колоратуры Кермес оказались неидеальны, ей аплодировали как никому другому, а «браво» кричали даже музыкальные критики.
Второй вечер фестиваля оказался во всех отношениях веселее и занимательнее первого, где звучали две симфонии Чайковского. Скорее всего, программа открытия произвела бы совсем другое впечатление, прозвучи она в Большом зале Консерватории. Однако на Новой сцене Большого театра исполнение Чайковского превратилось для оркестра в борьбу с вентиляцией, то и дело заглушавшей музыку. Тут уж не до размышлений над тонкостями интерпретации: оставалось только дождаться tutti, когда на первом плане звучал не кондиционер, а оркестр – и наконец было слышно, что это оркестр международного класса, безусловно достойный семидневного фестиваля.
Ещё одним в лучшем смысле слова фестивальным концертом стал третий, где оркестр предстал во всём своём разнообразии. Эта программа была задумана в первую очередь как презентация солистов РНО – Максима Рубцова и Светланы Парамоновой с Двойным концертом Моцарта и Алексея Серова с Концертом Глиэра для валторны с оркестром. Однако лучшими моментами вечера стали два других сочинения, исполненные словно двумя разными коллективами.
В первом отделении – серенада Gran Partita Моцарта для двенадцати духовых и контрабаса, с английским кларнетистом Майклом Коллинзом в качестве концертмейстера: сложнейшее ансамблевое сочинение, которое не услышишь в Москве, требующее невероятной репетиционной работы и ювелирной выделки. Духовики РНО справились с серенадой как будто шутя, а Моцарт наряду с Чайковским запомнился как ещё один главный композитор фестиваля. В финале вечера – грандиозная «Поэма экстаза» Скрябина с изумительно выстроенной формой: двадцатиминутное сочинение пролетело как миг, хоть повторяй его на бис. Здесь блеснул Владислав Лаврик, которого Плетнёв небезосновательно считает лучшим трубачом России. А оркестр, недавно получивший статус государственного, выдал настолько мощный, плотный, «вкусный» звук, будто лишний раз доказывал право называться Российским национальным.
Совсем иным РНО предстал днём позже, во Второй симфонии Шумана. Михаил Плетнёв в очередной раз доказал ошибочность распространённой точки зрения о Шумане как о неважном симфонисте – музыка Шумана получилась у Плетнёва искромётной, по-мендельсоновски лёгкой, почти камерной. Дирижируя Шуманом, обычно неулыбчивый Плетнёв буквально сиял, как и во время исполнения «Волшебной флейты». Иной была ситуация в предыдущем отделении, где английский пианист Стивен Хаф сыграл Первый концерт Чайковского. То ли Плетнёву было не так интересно дирижировать, то ли заезжая знаменитость оказалась не в форме, однако концерт прозвучал ординарно и скучно, заставив в который раз пожалеть о том, что Плетнёв больше не играет на фортепиано.
Помимо Плетнёва-пианиста на фестивале не хватало Плетнёва-композитора. Два с половиной года назад, когда Михаил Васильевич свой юбилейный вечер полностью посвятил собственной музыке, это могло удивить. Но теперь, когда Плетнёв дал целых семь концертов подряд, присутствие в программе его сочинений выглядело бы вполне естественно. Сам маэстро, правда, мог бы сказать, что речь идёт о фестивале РНО, а не о фестивале Михаила Плетнёва, однако против этого говорит как минимум одно существенное обстоятельство: отсутствие на фестивале главного приглашённого дирижёра РНО Владимира Юровского.
Юровский сотрудничает с оркестром с 2002 года, и именно с его именем связаны многие достижения оркестра последних лет. Под управлением Юровского РНО стал играть больше музыки ХХ века. Среди их совместных концертов, состоявшихся в Москве за эти годы, не было ни одного проходного, и отсутствие маэстро на фестивале не может не огорчить. Впрочем, услышать РНО под управлением Юровского можно будет в декабре. А в октябре открываются абонементы оркестра в Концертном зале имени Чайковского и Большом зале Консерватории. И хотя Новая сцена Большого театра акустически небезупречна, всё же весьма символично, что первые московские концерты РНО в новом статусе государственного коллектива прошли на главной сцене страны.