Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2023 г.
Искусство Культура

Гениальному сыну земли русской

Завершился 41-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина

24 марта 2023
В день рождения певца всегда звучит опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» Фото: Татарский театр оперы и балета

Казанский фестиваль – старейший в России. Впервые он был проведён в 1982 году по инициативе директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова и тогда скромно назывался всероссийским. Среди его приглашённых солистов уже были известные имена. Например, лауреат Вокального конкурса им. Глинки Любовь Казарновская, исполнившая партию Татьяны в «Евгении Онегине». Любовь Юрьевна поддерживает творческие отношения с Татарским театром: она не раз проводила там мастер-классы, а на 40-м фестивале выступала с приветственным словом.

Фестиваль не случайно носит имя Шаляпина, ведь самый знаменитый в мире русский бас родился в Казани. «Имя Шаляпина для фестиваля сегодня – это прежде всего колоссальная ответственность, – считает легендарный директор Татарского оперного Р. Мухаметзянов. – Ответственность за художественный уровень спектаклей, за качество исполнения». С удовольствием отмечу, что Татарский театр – едва ли не единственный в России, не поддавшийся режоперной скверне. Его постановки выдержаны в традиционном стиле, в соответствии с эпохой, в которой происходит действие оперы, и замыслом композитора и либреттиста.

В этом году фестиваль был посвящён 150-летию со дня рождения Шаляпина, и его программа была составлена таким образом, чтобы дать публике максимальное представление о личности и творчестве великого русского баса. Оперная часть программы состояла преимущественно из спектаклей, в которых в своё время пел Шаляпин, в том числе «Севильский цирюльник», «Борис Годунов», «Трубадур», а также «Хованщина», которую привёз на фестиваль Мариинский театр и которая была показана на казанской сцене под управлением Валерия Гергиева во всей художественной роскоши декораций и костюмов.

Концертная часть состояла из программ камерной музыки – а Фёдор Иванович, как известно, был и тонким интерпретатором романсов и песен – в исполнении превосходного баса нового поколения, тоже, как и Шаляпин, уроженца Казани, а сейчас солиста театров «Новая опера», «Геликон-опера» и приглашённого солиста Большого театра Алексея Тихомирова, а также приобретающего всё большую известность солиста Михайловского театра тенора Дамира Закирова, солистки Татарского оперного театра и потрясающей камерной певицы Венеры Протасовой и других солистов, как казанских, так и приглашённых. Эти три имени заставили публику поверить, что искусство камерного исполнительства не погибло с уходом со сцены или из жизни поколения великих советских певцов – Е. Образцовой, И. Архиповой, Е. Нестеренко, С. Лейферкуса, Б. Штоколова и других, что есть ещё порох в пороховницах, и подтверждение тому – несколько фестивальных концертов в филармоническом зале им. Сайдашева.

Но всё же главные события – оперные спектакли. Открылся фестиваль премьерой «Севильского цирюльника» Россини в постановке итальянского режиссёра Джузеппе Морасси, он же выступил в качестве сценографа и художника по свету. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки – Марко Боэми (Италия). Новый казанский «Цирюльник» – милая традиционная постановка с красивыми декорациями и костюмами. Постановщики сделали спектакль трёхактным. Исключительная красота арий, непрекращающееся движение и ритм, непрерывная текучесть ансамблей, ирония речитативов, безупречное слияние вокального и оркестрового начал делают эту оперу, по мнению Морасси, высшим выражением и достижением абсолютного театра (Teatro Assoluto). В премьерном спектакле состав солистов был очень удачный: Фигаро – яркий баритон из Казахстана Эмиль Сакавов. Граф Альмавива – солист театра «Новая опера» Ярослав Абаимов, в декабре 2022 года на открытии сезона в Ла Скала исполнивший партию Юродивого в «Борисе Годунове». Но и Дону Базилио повезло: в своё время его блистательно исполнял Фёдор Шаляпин, а в казанском спектакле в него перевоплотился замечательный бас, солист Большого театра Михаил Казаков. Бартоло пел солист «Геликон-оперы» Дмитрий Скориков, а Розину – подвижная, кокетливая Светлана Москаленко (Михайловский театр), не раз вызывавшая аплодисменты публики хрустальной россыпью своих колоратур. Впрочем, зрители щедро одарили постановщиков и исполнителей не просто аплодисментами, а долгой овацией.

По фестивальной традиции 13 февраля, в день рождения Шаляпина, Татарский театр всегда даёт «Бориса Годунова» Мусоргского. Постановка «Годунова» – роскошная (режиссёр Михаил Панджавидзе), декорации и костюмы выполнены по эскизам народного художника СССР Фёдора Федоровского (1883–1955) Виктором Немковым и художником по костюмам Людмилой Волковой. В партии Бориса Годунова выступил обладатель звучного, певучего баса М. Казаков, почти ежегодно выступающий здесь в этой роли. У Михаила не только очень красивый бас, но и роль продумана и исполнена изумительно: веришь каждому слову, каждому жесту Бориса. Пимена впечатляюще спел уже упоминавшийся ранее А. Тихомиров, оказавшийся не только превосходным камерным, но и оперным певцом. Юродивого исполнил Я. Абаимов, а ещё три партии – Шуйского, Самозванца и Марину Мнишек – солисты Большого театра Роман Муравицкий, Олег Долгов и Агунда Кулаева. Дирижёр – Василий Валитов («Новая опера»).

Лучшая опера Римского-Корсакова «Царская невеста» тоже собрала отличный состав, что было ценно, так как сценография Гарри Гуммеля (Германия), а особенно костюмы Нины Гурло (Беларусь) – не такие безупречные, как в «Борисе Годунове». Странно смотрелись искусственно расширенные плечи и приподнятые над плечами рукава гармошкой в женских платьях. Кокошники тоже были весьма специфические и на традиционный русский женский головной убор мало походили. Но солисты и публика получили удовольствие от прекрасной музыки, захватывающей драмы, перерастающей в трагедию, и отличного исполнения: Василий Собакин – М. Казаков, Марфа – Г. Гатина (солистка Татарского театра оперы и балета), Грязной – С. Трифонов (Беларусь), Любаша – Е. Сергеева (Мариинский театр), Малюта Скуратов – М. Колелишвили (Мариинский театр), Лыков – И. Селиванов (Большой театр), покоривший чистотой голоса и благородством исполнения, а также Бомелий – М. Остроухов («Новая опера»), проявивший в этой партии незаурядный драматический дар. Дирижировал этим сложнейшим произведением главный дирижёр Татарского театра Ренат Салаватов.

Фото Виталий Янчишин

Публика с нетерпением ждала петербургскую «Хованщину» Мусоргского, которая никогда не шла на казанской сцене, – грандиозный спектакль Мариинского театра, режиссёром первой постановки которой стал Ф. Шаляпин, он же исполнил партию Досифея. К казанцам приехала «Хованщина» в постановке Л. Баратова (новая сценическая версия Ю. Александрова) и сценографии Ф. Федоровского (художник возобновления – В. Окунев, художник возобновления костюмов – Т. Ногинова). Дирижировал спектаклем В. Гергиев. В спектакле были заняты М. Петренко (Иван Хованский), С. Скороходов (Андрей Хованский), Е. Акимов (князь Голицын), В. Ванеев (Досифей), Ю. Маточкина (Марфа).

Фото Виталий Янчишин

А завершился фестиваль двумя грандиозными гала-концертами, в которых участвовали солисты Большого, Мариинского театров, Татарского театра оперы и балета, в числе которых М. Колелишвили, М. Казаков, Д. Алиева, Э. Азизов, А. Кулаева, А. Агади, Г. Гатина, В. Протасова и другие, а также А. Валентий (Беларусь). Фестиваль хоть и оперный, но Татарский театр – оперы и балета, поэтому естественно, что в концерт включили роскошные балетные сцены – «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» (хореография Л. Лавровского) и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (хореография К. Голейзовского) в исполнении блистательных солистов татарской труппы – К. Андреевой, А. Гомес, О. Ивенко, В. Карвальо, А. Штейнберг, А. Каггеджи и других.

Учитывая, что первая жена Шаляпина была балерина Иола Торнаги, яркие и живописные балетные сцены в оперном гала оказались весьма кстати.

Тэги: Международный фестиваль
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS