Казанский фестиваль – старейший в России. Впервые он был проведён в 1982 году по инициативе директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова и тогда скромно назывался всероссийским. Среди его приглашённых солистов уже были известные имена. Например, лауреат Вокального конкурса им. Глинки Любовь Казарновская, исполнившая партию Татьяны в «Евгении Онегине». Любовь Юрьевна поддерживает творческие отношения с Татарским театром: она не раз проводила там мастер-классы, а на 40-м фестивале выступала с приветственным словом.
Фестиваль не случайно носит имя Шаляпина, ведь самый знаменитый в мире русский бас родился в Казани. «Имя Шаляпина для фестиваля сегодня – это прежде всего колоссальная ответственность, – считает легендарный директор Татарского оперного Р. Мухаметзянов. – Ответственность за художественный уровень спектаклей, за качество исполнения». С удовольствием отмечу, что Татарский театр – едва ли не единственный в России, не поддавшийся режоперной скверне. Его постановки выдержаны в традиционном стиле, в соответствии с эпохой, в которой происходит действие оперы, и замыслом композитора и либреттиста.
В этом году фестиваль был посвящён 150-летию со дня рождения Шаляпина, и его программа была составлена таким образом, чтобы дать публике максимальное представление о личности и творчестве великого русского баса. Оперная часть программы состояла преимущественно из спектаклей, в которых в своё время пел Шаляпин, в том числе «Севильский цирюльник», «Борис Годунов», «Трубадур», а также «Хованщина», которую привёз на фестиваль Мариинский театр и которая была показана на казанской сцене под управлением Валерия Гергиева во всей художественной роскоши декораций и костюмов.
Концертная часть состояла из программ камерной музыки – а Фёдор Иванович, как известно, был и тонким интерпретатором романсов и песен – в исполнении превосходного баса нового поколения, тоже, как и Шаляпин, уроженца Казани, а сейчас солиста театров «Новая опера», «Геликон-опера» и приглашённого солиста Большого театра Алексея Тихомирова, а также приобретающего всё большую известность солиста Михайловского театра тенора Дамира Закирова, солистки Татарского оперного театра и потрясающей камерной певицы Венеры Протасовой и других солистов, как казанских, так и приглашённых. Эти три имени заставили публику поверить, что искусство камерного исполнительства не погибло с уходом со сцены или из жизни поколения великих советских певцов – Е. Образцовой, И. Архиповой, Е. Нестеренко, С. Лейферкуса, Б. Штоколова и других, что есть ещё порох в пороховницах, и подтверждение тому – несколько фестивальных концертов в филармоническом зале им. Сайдашева.
Но всё же главные события – оперные спектакли. Открылся фестиваль премьерой «Севильского цирюльника» Россини в постановке итальянского режиссёра Джузеппе Морасси, он же выступил в качестве сценографа и художника по свету. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки – Марко Боэми (Италия). Новый казанский «Цирюльник» – милая традиционная постановка с красивыми декорациями и костюмами. Постановщики сделали спектакль трёхактным. Исключительная красота арий, непрекращающееся движение и ритм, непрерывная текучесть ансамблей, ирония речитативов, безупречное слияние вокального и оркестрового начал делают эту оперу, по мнению Морасси, высшим выражением и достижением абсолютного театра (Teatro Assoluto). В премьерном спектакле состав солистов был очень удачный: Фигаро – яркий баритон из Казахстана Эмиль Сакавов. Граф Альмавива – солист театра «Новая опера» Ярослав Абаимов, в декабре 2022 года на открытии сезона в Ла Скала исполнивший партию Юродивого в «Борисе Годунове». Но и Дону Базилио повезло: в своё время его блистательно исполнял Фёдор Шаляпин, а в казанском спектакле в него перевоплотился замечательный бас, солист Большого театра Михаил Казаков. Бартоло пел солист «Геликон-оперы» Дмитрий Скориков, а Розину – подвижная, кокетливая Светлана Москаленко (Михайловский театр), не раз вызывавшая аплодисменты публики хрустальной россыпью своих колоратур. Впрочем, зрители щедро одарили постановщиков и исполнителей не просто аплодисментами, а долгой овацией.
По фестивальной традиции 13 февраля, в день рождения Шаляпина, Татарский театр всегда даёт «Бориса Годунова» Мусоргского. Постановка «Годунова» – роскошная (режиссёр Михаил Панджавидзе), декорации и костюмы выполнены по эскизам народного художника СССР Фёдора Федоровского (1883–1955) Виктором Немковым и художником по костюмам Людмилой Волковой. В партии Бориса Годунова выступил обладатель звучного, певучего баса М. Казаков, почти ежегодно выступающий здесь в этой роли. У Михаила не только очень красивый бас, но и роль продумана и исполнена изумительно: веришь каждому слову, каждому жесту Бориса. Пимена впечатляюще спел уже упоминавшийся ранее А. Тихомиров, оказавшийся не только превосходным камерным, но и оперным певцом. Юродивого исполнил Я. Абаимов, а ещё три партии – Шуйского, Самозванца и Марину Мнишек – солисты Большого театра Роман Муравицкий, Олег Долгов и Агунда Кулаева. Дирижёр – Василий Валитов («Новая опера»).
Лучшая опера Римского-Корсакова «Царская невеста» тоже собрала отличный состав, что было ценно, так как сценография Гарри Гуммеля (Германия), а особенно костюмы Нины Гурло (Беларусь) – не такие безупречные, как в «Борисе Годунове». Странно смотрелись искусственно расширенные плечи и приподнятые над плечами рукава гармошкой в женских платьях. Кокошники тоже были весьма специфические и на традиционный русский женский головной убор мало походили. Но солисты и публика получили удовольствие от прекрасной музыки, захватывающей драмы, перерастающей в трагедию, и отличного исполнения: Василий Собакин – М. Казаков, Марфа – Г. Гатина (солистка Татарского театра оперы и балета), Грязной – С. Трифонов (Беларусь), Любаша – Е. Сергеева (Мариинский театр), Малюта Скуратов – М. Колелишвили (Мариинский театр), Лыков – И. Селиванов (Большой театр), покоривший чистотой голоса и благородством исполнения, а также Бомелий – М. Остроухов («Новая опера»), проявивший в этой партии незаурядный драматический дар. Дирижировал этим сложнейшим произведением главный дирижёр Татарского театра Ренат Салаватов.
Публика с нетерпением ждала петербургскую «Хованщину» Мусоргского, которая никогда не шла на казанской сцене, – грандиозный спектакль Мариинского театра, режиссёром первой постановки которой стал Ф. Шаляпин, он же исполнил партию Досифея. К казанцам приехала «Хованщина» в постановке Л. Баратова (новая сценическая версия Ю. Александрова) и сценографии Ф. Федоровского (художник возобновления – В. Окунев, художник возобновления костюмов – Т. Ногинова). Дирижировал спектаклем В. Гергиев. В спектакле были заняты М. Петренко (Иван Хованский), С. Скороходов (Андрей Хованский), Е. Акимов (князь Голицын), В. Ванеев (Досифей), Ю. Маточкина (Марфа).
А завершился фестиваль двумя грандиозными гала-концертами, в которых участвовали солисты Большого, Мариинского театров, Татарского театра оперы и балета, в числе которых М. Колелишвили, М. Казаков, Д. Алиева, Э. Азизов, А. Кулаева, А. Агади, Г. Гатина, В. Протасова и другие, а также А. Валентий (Беларусь). Фестиваль хоть и оперный, но Татарский театр – оперы и балета, поэтому естественно, что в концерт включили роскошные балетные сцены – «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» (хореография Л. Лавровского) и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (хореография К. Голейзовского) в исполнении блистательных солистов татарской труппы – К. Андреевой, А. Гомес, О. Ивенко, В. Карвальо, А. Штейнберг, А. Каггеджи и других.
Учитывая, что первая жена Шаляпина была балерина Иола Торнаги, яркие и живописные балетные сцены в оперном гала оказались весьма кстати.