А ещё выдающимися произведениями промышленного зодчества Шухова и Бари – гиперболоидными башнями, оригинальными конструкциями мостов и стеклянных перекрытий огромных площадей вокзалов и магазинов, экологически чистой системой добычи и транспортировки нефти.
Книга рассказывает как о происхождении миллионов, так и о своеобразном отношении к ним владельцев.
Третьяков закупал картины русских художников на часть средств, получаемых с производства льняных тканей широкого ассортимента на Костромской мануфактуре. Не скрывал, что преследует в своей предпринимательской деятельности две большие задачи: не дать погибнуть русскому золоту – льну под потоком дешёвого хлопка из США, и не дал! И доказать Европе, с её пренебрежительным отношением к русской живописи как к чему-то недостойному внимания, что она в России есть – и самодостаточная, своеобычная, высокохудожественная. И доказал!
Очень показательно, что Товарищество большой Костромской льняной мануфактуры на трудных участках вводило 8-часовой рабочий день и широкие меры соцобеспечения. Это, когда по утверждённому в империи законодательству рабочий день устанавливался в 11,5 часа, труд женщин оплачивался вполовину меньше мужского, оплата которого составляла в среднем 15 рублей в месяц, а детей от 10 лет – в четверть.
Поражают масштабы деятельности купцов-государственников. Отец и сын Мальцовы создали на территории в 2000 квадратных вёрст на стыке нынешних Брянской, Калужской, Орловской областей многоотраслевой промышленно-сельскохозяйственный район практически государство в государстве – со своей денежной единицей, полицией, судом, сетью заводов и фабрик.
Выпускали нужные для развития железных дорог и речных путей чугунные рельсы, паровозы, вагоны, пароходы. Снабжали страну многими жизненно необходимыми товарами отечественного, а не зарубежного производства – от таких привычных гранёных стеклянных стаканов с «Маруськиным пояском» до дивного хрусталя, от широкого ассортимента домашней утвари и орудий труда до первой эмалированной посуды, от кирпича и черепицы до сахара со своих свекольных полей. Построенные ими железные дороги-узкоколейки от селения к селению отмечались образцовым порядком. А ухоженные шоссейные дороги и школы-училища для рабочих опровергали миф о двух «извечных» недостатках Руси.
Но вот выше выборной должности головы города купец, будь он семи пядей во лбу, подняться в царской России прав не имел. Что чрезвычайно унижало и возмущало даровитых и государственно-мыслящих предпринимателей России, создавало конфронтацию с властями. И это тоже сыграло свою трагическую роль в истории государства.
Анатолий КОРОЛЁВ, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ