Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 марта 2020 г.
  4. № 12 (6730) (25.03.2020)
Литература Репортаж

Гении на чемоданах

В Доме И.С. Остроухова в Трубниках прошёл пресс-показ выставки «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944»

25 марта 2020
Длительные странствия начинались  с Казанского вокзала в Москве

Открытие экспозиции приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В центре внимания – история эвакуации писателей и деятелей кино вглубь страны. Героями выставки стали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Алексей Толстой, Корней Чуковский, Арсений Тарковский, Владимир Луговской, Елена Булгакова, Константин Симонов, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Сергей Эйзенштейн и многие другие.

 

Переступив порог первого зала, мы оказываемся в Москве 1941-го: вот крыша с железными заплатами и кирпичной трубой: здесь горожане ловят и тушат зажигательные бомбы, спасая столицу от пожаров. А вот – арка Казанского вокзала с часами. Отсюда писателей отправляли в эвакуацию: оставаться в Москве, куда вот-вот могли войти фашисты, литераторам было запрещено.

Далее – начало скитаний: стены вагонов из гофрированного картона, к которым «пришпилены» архивные документы – пожелтевшие листы записок и писем, чёрно-белые фотоснимки… Во всём – ощущение временности, неустроенности, зыбкости – так видит жизнь в эвакуации художник выставки Мария Утробина.

Каждый новый зал – очередная «коммунальная квартира писателей» – в Чистополе, Елабуге, Ташкенте, Алма-Ате.

Так, на стене «чистопольского зала» – полка с видавшими виды игрушками, старинная швейная машинка: сюда перевезли осенью 1941-го писательских детей, эвакуированных из внуковского детского лагеря. Следом за ними приехали и сами писатели: Александр Фадеев, Всеволод Багрицкий, Михаил Зенкевич, Леонид Леонов, Дмитрий Петровский, Арсений Тарковский, Константин Федин… Закипела литературная жизнь, центром которой стал Борис Пастернак. Вот на одной из стен зала – написанное им от руки объявление о поэтическом вечере Марии Петровых: именно после него её признали не только как блистательного переводчика, но и как самостоятельную поэтическую величину… Сам же Пастернак именно здесь задумывает своего «Доктора Живаго».

То же происходит и в Ташкенте. Возможно, в посвящённом ему зале это творческое возрождение ощущается особенно остро. Внимание притягивает инсталляция балханы*: мы видим здесь эти маленькие, прилепленные друг к другу бедные домики, пристроечки – колоритные и романтичные на полных воздуха картинах, жутковатые и овеянные нищетой на архивных фото. Правда, как всегда, где-то посередине: за этими обшарпанными дверями и старыми рамами шла жизнь – всем смертям назло. «Здесь жила Елена Булгакова, «Мастера и Маргариту» читали все до одного. Снующие тут и там коты словно стали частью игры всех со всеми. На выставке представлены поразительные картинки Эйзенштейна: он нарисовал эту «булгаковку» с кучей котов; книга произвела на него колоссальное впечатление. Да, оказывается, роман «Мастер и Маргарита» пришёл в нашу жизнь в 1940‑е годы, а не в 1960-е. После того как Елена Сергеевна уезжает, в эту балхану переезжает Анна Ахматова», – рассказывает куратор выставки писатель и литературовед Наталья Громова. И признаётся, что «ташкентский зал» – пожалуй, одна из её самых любимых частей экспозиции: «В этом месте сошлись лучшие русские писатели. Здесь создавались прекрасные стихи. Всё было пропитано ахматовским духом. Мне это место очень дорого, потому что оно светлое…» К тому же если в Чистополе и Елабуге ещё можно найти следы тех дней, то вот этот ахматовский Ташкент погиб во время землетрясения, оставшись только в воспо­минаниях.

В «алма-атинском зале» уже нашлось место не только писателям, но и художникам (здесь расположилась мини-выставка работ Павла Зальцмана) и деятелям кино: на экране непрерывно транслируется демоническая, завораживающая сцена пира опричников из знаменитого фильма Эйзенштейна «Иван Грозный». Вторая часть картины создавалась в Алма-Ате: над стихами работал Луговской, музыку писал Прокофьев… Там же работали Шкловский, Зощенко… «Этот мир тоже был интересной коммуналкой, ещё хорошо не описанной», – говорит Наталья Громова. Одно из самых ёмких определений дал алма-атинскому убежищу Луговской: «Русский Голливуд на границе Китая».

Один из финальных аккордов выставки – зал, вобравший в себя трагическое звучание: инсталляция из выкрашенных в белое чемоданов – символ долгих скитаний, вернулись из которых далеко не все; на стенах – цитаты погибших на фронте писателей, а в витрине под стеклом – личные вещи «погибших мальчиков»: записные книжки Никиты Шкловского, пожелтевший лист его письма отцу, озорное фото в зеркале (как бы сейчас сказали – селфи). Солдатики Георгия Эфрона (Мура)…

Да, трагедий было немало. Но война закончилась победой, и писатели вернулись в другой, изменившийся мир – измученными, но полными надежд. Об этом – последний зал экспозиции, стены которого испещрены высказываниями литераторов о том, каким они представляют своё послевоенное будущее. Таким образом, создатели выставки ставят не точку, но многоточие, чтобы продолжить разговор о писательских судьбах ХХ столетия в дальнейшем. В Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля и за его пределами.


* Балхана – большая пристройка с несколькими комнатами.

 



ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Бак пр речь.jpgДмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля:
– Эта выставка входит в цикл выставочных проектов, их куратор – Наталья Александровна Громова, написавшая несколько книг по истории русской литературы XX века. В Доме И.С. Остроухова в Трубниках ранее работали выставки «Квартирный вопрос» и «Литературные войны». Они были посвящены литературной жизни 1920-х и 1930-х годов. Теперь мы рассказываем о первой половине 1940-х гг., о войне.


В_пр_речь.jpgМария Утробина, художник театра и кино, преподаватель Школы-студии МХАТ:
– Мы хотели передать ощущение жизни писателей и их детей во время эвакуации в годы войны. Люди жили на чемоданах, у них не было постоянного дома, они всё время перемещались и не знали, что будет завтра. Я выбрала в качестве основной фактуры гофр-картон – как символ зыбкости того, что сегодня есть, а завтра уже не будет. Зальцман писал в воспоминаниях, что вся обувь была изношена до дыр и в качестве стелек они использовали картон, который тоже быстро изнашивался... Это явилось для меня ключом образа, который я попыталась реализовать.


 


Важно

Государственный музей истории российской литературы, временно закрываясь на карантин, рассчитывает продолжить работу, но пока в режиме онлайн. В ближайшее время на сайте обещают опубликовать онлайн-программу к выставке.

 

Тэги: Выставка Валерия Галкина Литературный музей Эвакуация Ноев ковчег писателей
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
  • Позиция, а не оппозиция

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS