Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Гений и «гении»

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ

Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, ЯРОСЛАВЬ

Мартовский телевизионный экран запомнился в первую очередь фильмом Игоря Золотусского «Оправдание Гоголя» (режиссёр Виктор Спиридонов) на телеканале «Культура». Это далеко не первый телеопыт маститого литературоведа, уже создавшего и показавшего фильмы о Платонове, Булгакове, Набокове, Лескове, Горьком, Толстом, Чехове и том же Гоголе. Но фильм десятисерийный, пусть даже о писателе, чьего жизненного словесного материала хватило бы и на сотню серий, явление для нашего телевидения из ряда вон выпадающее. Этому посодействовал 200-летний юбилей Гоголя, отмечаемый достаточно широко. Легко представить, как выглядело бы празднество, придись оно на этот же первоапрельский день, но каких-нибудь четверть века назад. Звучали бы слова о блестящем разоблачителе социальных пороков царского самодержавия и нарождающейся буржуазии, сетования, что в 40-е годы в творчестве великого критического реалиста усилились реакционные мировоззренческие элементы, разгулявшиеся в «Выбранных местах из переписки с друзьями» и приведшие литературного гения к деградации.

Игорь Золотусский и Татьяна Земскова у колонны в Шильонском замке (Швейцария), на которой был обнаружен автограф Н.В. ГоголяВ фильме Золотусского жизнь Гоголя рассматривается как движение ввысь, к Богу, а не как болезненное сползание с покорённой высоты в затхлое идеалистическое болото, где безумствуют мракобесие и мистика. Золотусский настолько глубоко проник в жизнь и мировоззрение Гоголя, что, по собственным словам, нашёл в этом спасение для себя как для литератора, обретя объём и масштаб, веру в свои силы, выйдя, в сущности, на тот же путь, что и Гоголь, имея в виду выход к Богу. И выстраданная гоголевская щедрость не могла не подвигнуть автора фильма к стремлению по-христиански поделиться своим обретением с другими людьми.

Представляется, что выход к Богу для Золотусского, как и для Гоголя, вызван не стремлением вступить в общение с Высшим Существом, чтобы, получив откровения, утвердиться или разочароваться в воззрениях, а попытка понять смысл существования и предназначения русского народа как этнической, нравственной и духовной общности. Расторопный ярославский мужик, снаряжающий Русь-тройку, воспринимается как носитель духовности ещё и потому, что ни идейно-светлому коммунистическому, ни вещистски-яркому капиталистическому будущему не склонен доверить полёт своей птицы, которому, по Гоголю, суждено удивлять другие народы и государства. Так по какой же духовной дороге лететь птице-тройке? «Не даёт ответа». Но кто-то же должен дать? В поисках ответа Золотусский не раз задумывался о судьбе русского языка, без которого не может быть ни воспринята, ни сохранена духовность. Отсюда его приверженность к писателям-хранителям слова, таким, как Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Юрий Казаков, Владимир Тендряков, Борис Можаев, Пётр Краснов… Однако писателям этим, как живым, так и почившим, редко случается явить себя на нынешнем телеэкране, более предпочитающем авангард, а он, по мнению Золотусского, занят разрушением мира, а не созиданием. Из списка только Виктору Астафьеву и нашлось место на мартовском экране, да и то не в связи с собственно литературным творчеством, а в добром фильме из цикла Сергея Садовского «Больше, чем любовь» – о трудных, но животворных отношениях писателя с супругой Марией Карякиной. И за то низкий поклон. А что же было ещё? Самым призываемым на телеэкран писателем по-прежнему остаётся Виктор Ерофеев. Он вёл не только «Апокриф», но и колесил по Москве на трамвае, повторяя в фильме «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста. Пригов» путь Дмитрия Александровича Пригова. Очень интересный и, к сожалению, ушедший из жизни поэт был выставлен в фильме как главное достижение современной литературы, и Владимир Сорокин, удобно расположившись в кресле, назвал его одновременно и новым Пушкиным, и новым Данте. Это воспринималось как ответная благодарность: Пригов при жизни величал Сорокина гением. И в том, и в другом случае не следовало бы, пожалуй, торопиться с возвеличиванием, так как истинная ценность всякого литератора определяется временем, а не на ярмарке, даже Сорочинской.

Стоит ли особо распространяться о последних передачах с литературным уклоном на ТВ-3, ищущем повсюду тайные знаки? На сей раз ими были помечены: к своему юбилею фантаст Александр Беляев и без всякого юбилея Лиля Брик. Литература, как это уже стало традицией, серьёзно представлена лишь на «Культуре». Жаль только, что вместо показа современного сложного и разнополярного литературного процесса преобладают воспоминания об одних и тех же писателях. Чаще всего появляется на экране неулыбчивое лицо Бориса Пастернака. Был он и в фильме о Юрии Олеше, а в юбилейной передаче о Данииле Данине присутствовал больше самого юбиляра. В своём «Бремени стыда» Данин с любовью вспоминает о Пастернаке, но фильм был посвящён не этой книге, и хотелось больше узнать о Данине – авторе работ о великих физиках и основоположнике кентавризма, поскольку проблема сочетания несовмещаемого вызывает сейчас такой же интерес, как в своё время книга Золотусского о Фаусте и физиках.

Обсудить в группе Telegram

Герберт Кемоклидзе

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS