, ЯРОСЛАВЬ
Мартовский телевизионный экран запомнился в первую очередь фильмом Игоря Золотусского «Оправдание Гоголя» (режиссёр Виктор Спиридонов) на телеканале «Культура». Это далеко не первый телеопыт маститого литературоведа, уже создавшего и показавшего фильмы о Платонове, Булгакове, Набокове, Лескове, Горьком, Толстом, Чехове и том же Гоголе. Но фильм десятисерийный, пусть даже о писателе, чьего жизненного словесного материала хватило бы и на сотню серий, явление для нашего телевидения из ряда вон выпадающее. Этому посодействовал 200-летний юбилей Гоголя, отмечаемый достаточно широко. Легко представить, как выглядело бы празднество, придись оно на этот же первоапрельский день, но каких-нибудь четверть века назад. Звучали бы слова о блестящем разоблачителе социальных пороков царского самодержавия и нарождающейся буржуазии, сетования, что в 40-е годы в творчестве великого критического реалиста усилились реакционные мировоззренческие элементы, разгулявшиеся в «Выбранных местах из переписки с друзьями» и приведшие литературного гения к деградации.
В фильме Золотусского жизнь Гоголя рассматривается как движение ввысь, к Богу, а не как болезненное сползание с покорённой высоты в затхлое идеалистическое болото, где безумствуют мракобесие и мистика. Золотусский настолько глубоко проник в жизнь и мировоззрение Гоголя, что, по собственным словам, нашёл в этом спасение для себя как для литератора, обретя объём и масштаб, веру в свои силы, выйдя, в сущности, на тот же путь, что и Гоголь, имея в виду выход к Богу. И выстраданная гоголевская щедрость не могла не подвигнуть автора фильма к стремлению по-христиански поделиться своим обретением с другими людьми.
Представляется, что выход к Богу для Золотусского, как и для Гоголя, вызван не стремлением вступить в общение с Высшим Существом, чтобы, получив откровения, утвердиться или разочароваться в воззрениях, а попытка понять смысл существования и предназначения русского народа как этнической, нравственной и духовной общности. Расторопный ярославский мужик, снаряжающий Русь-тройку, воспринимается как носитель духовности ещё и потому, что ни идейно-светлому коммунистическому, ни вещистски-яркому капиталистическому будущему не склонен доверить полёт своей птицы, которому, по Гоголю, суждено удивлять другие народы и государства. Так по какой же духовной дороге лететь птице-тройке? «Не даёт ответа». Но кто-то же должен дать? В поисках ответа Золотусский не раз задумывался о судьбе русского языка, без которого не может быть ни воспринята, ни сохранена духовность. Отсюда его приверженность к писателям-хранителям слова, таким, как Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Юрий Казаков, Владимир Тендряков, Борис Можаев, Пётр Краснов… Однако писателям этим, как живым, так и почившим, редко случается явить себя на нынешнем телеэкране, более предпочитающем авангард, а он, по мнению Золотусского, занят разрушением мира, а не созиданием. Из списка только Виктору Астафьеву и нашлось место на мартовском экране, да и то не в связи с собственно литературным творчеством, а в добром фильме из цикла Сергея Садовского «Больше, чем любовь» – о трудных, но животворных отношениях писателя с супругой Марией Карякиной. И за то низкий поклон. А что же было ещё? Самым призываемым на телеэкран писателем по-прежнему остаётся Виктор Ерофеев. Он вёл не только «Апокриф», но и колесил по Москве на трамвае, повторяя в фильме «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста. Пригов» путь Дмитрия Александровича Пригова. Очень интересный и, к сожалению, ушедший из жизни поэт был выставлен в фильме как главное достижение современной литературы, и Владимир Сорокин, удобно расположившись в кресле, назвал его одновременно и новым Пушкиным, и новым Данте. Это воспринималось как ответная благодарность: Пригов при жизни величал Сорокина гением. И в том, и в другом случае не следовало бы, пожалуй, торопиться с возвеличиванием, так как истинная ценность всякого литератора определяется временем, а не на ярмарке, даже Сорочинской.
Стоит ли особо распространяться о последних передачах с литературным уклоном на ТВ-3, ищущем повсюду тайные знаки? На сей раз ими были помечены: к своему юбилею фантаст Александр Беляев и без всякого юбилея Лиля Брик. Литература, как это уже стало традицией, серьёзно представлена лишь на «Культуре». Жаль только, что вместо показа современного сложного и разнополярного литературного процесса преобладают воспоминания об одних и тех же писателях. Чаще всего появляется на экране неулыбчивое лицо Бориса Пастернака. Был он и в фильме о Юрии Олеше, а в юбилейной передаче о Данииле Данине присутствовал больше самого юбиляра. В своём «Бремени стыда» Данин с любовью вспоминает о Пастернаке, но фильм был посвящён не этой книге, и хотелось больше узнать о Данине – авторе работ о великих физиках и основоположнике кентавризма, поскольку проблема сочетания несовмещаемого вызывает сейчас такой же интерес, как в своё время книга Золотусского о Фаусте и физиках.