ТАК БУДЕТ!
Москва не первое десятилетие развивается по генеральному плану. Новостью это никак не назовёшь – первый генеральный план был принят в столице ещё в начале тридцатых. Многое из задуманного тогда, к счастью, не сбылось – в частности, центр города у Кремля так и не был снесён для сооружения «Аллеи Ленина». У генерального плана послевоенной поры были уже другие задачи под стать своему времени. Соответствовал своему времени и сегодняшний действующий Генеральный план развития Москвы до 2020 года, его по праву можно назвать «генпланом возможностей». Что это значит? В то время, когда он разрабатывался и был принят сразу после дефолта, в стране были колоссальные проблемы с инвестициями. Но городу необходимо было развиваться, в том числе и решать социальные задачи. Понятно, что в тех условиях главная задача руководства Москвы состояла в том, чтобы стимулировать инвестиционно-строительную деятельность. И городу это удалось. «Процесс пошёл» практически во всех отраслях городского хозяйства. Тем самым была выполнена основная задача – стимуляция всей инвестиционно-строительной деятельности в период реализации генплана. В результате только за последние семь лет в городе было построено около 30 миллионов квадратных метров жилья, сотни школ, детских садов, новые театры, другие, не менее важные социальные объекты. Реконструированы МКАД и участки основных радиальных трасс города, построено Третье транспортное кольцо. Если какое-либо из направлений развития города отставало, то благодаря чётко налаженному мониторингу генплана это отставание быстро навёрстывалось. Так было, например, с детскими садами. Едва наметился дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, как было принято кардинальное решение построить в 2006–2008 гг. 300 новых детских садов.
Сейчас возникает несколько другая задача. Речь идёт о создании в городе нового комфортного пространства для его жителей – задаче, которой должна быть подчинена вся строительная деятельность в столице. Именно в связи с этим возникла идея нового генплана, который можно назвать «генпланом необходимости». О какой же необходимости идёт речь? В первую очередь о необходимости соблюдения нового жизненного стандарта жизни москвичей, предусматривающего защищённость социальных гарантий населения города. Это прежде всего стабилизация и развитие жилого фонда, вопросы транспорта, соцкультбыта шаговой доступности, это вопросы окружающей среды.
И, конечно, ещё многое другое. Одна из главных проблем, стоящих перед Москвой, – перегруженность центра. Историческая часть города несёт на себе колоссальную нагрузку. Количество офисных, деловых, торговых, культурных и развлекательных центров здесь давно значительно превышает расчётные показатели генплана. Конечно, определённое новое качество жизни они тоже создают, но есть и другая «сторона медали» – перегруженность исторического центра людьми и автотранспортом, пробки на дорогах, острый дефицит парковочных мест, проблемы с пересадкой, входом и выходом пассажиров на центральных станциях метрополитена.
Разрешение из сложившейся ситуации – в долгосрочной перспективе, увы, один из возможных вариантов – это прекращение строительства офисов и торговых центров в исторической части города и постепенный перенос деловых и торговых функций из центра на уровень Третьего транспортного кольца – к МКАД и дальше. Такова признанная международная практика крупнейших мировых мегаполисов. При этом в историческом центре города должна активно развиваться туристическая инфраструктура: гостиничный бизнес, пешеходные зоны, музеи, театры, памятники и т.д.
После реализации всех заключённых ранее инвестиционных контрактов в историческом центре Москвы будут остановлены точечная застройка и новое строительство. Старые здания будут реставрироваться и реконструироваться.
«Мы можем встать перед необходимостью введения ограниченного въезда автотранспорта в город», – отметил в начале мая текущего года мэр Москвы Юрий Лужков.
Конечно, программа создания нового высококачественного пространства жизни немыслима в условиях наличия в городе целых микрорайонов сплошного ветхого жилья. В столице разработана «волновая схема» сноса ветхих строений. В городе до 2010 года необходимо снести около 3 млн. кв. м пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. На их месте можно строить хорошее, добротное жильё, с большим коэффициентом использования земли. Активно реализуется в городе и комплексная реконструкция кварталов сложившейся застройки.
К сожалению, несмотря на то что город активно сносят пятиэтажные здания, неудовлетворительное состояние жилищного фонда в последние годы растёт. Изменились сами критерии ветхости. Если в начале 50-х город строил приблизительно до полумиллиона квадратных площадей жилья, то сегодня объём строительства увеличился сразу до 5 и более миллионов квадратных метров площадей и потом перешёл в среднем на 4 миллиона. Если сейчас не поставить вопрос об увеличении капитального ремонта существующего фонда, то через 10–15 лет это станет серьёзной проблемой для города. На сегодняшний день в стадию ветхого фонда ежегодно входят по полмиллиона квадратных метров «сталинских» домов, а когда подойдёт очередь зданий индустриального периода, объём их старения будет резко увеличен. Соответственно необходим вопрос индустриальной реконструкции того фонда, который приходит в неудовлетворительное состояние. Есть и другая проблема – это ветхое жильё, не относящееся к объектам, которые охраняются как памятники. В Москве такого жилья около 4 млн. кв. м, причём это жильё находится, как правило, в центральной части города.
Немало у города и других острых проблем, острейшей из которых стоит признать транспортную. Строится в Москве дорог всё больше, а проехать по ним всё труднее и труднее. Количество автотранспорта у населения постоянно растёт – в этом главная проблема. Новость и другой аспект – вопрос связанности территории. Что это такое? Транспортную проблему в столице стоит рассматривать в тесном взаимодействии Москвы и Московской области. Существует так называемый реальный город, который не имеет административной границы, а есть территория, в которой проживает постоянное население около 15 млн. человек, которые пользуются единой территорией как для поездок на работу, для поездок домой, на дачу и т.д.
Можно полностью переделать Ярославское, Ленинградское или любое другое шоссе до МКАДа. Но если эта дорожная программа не будет касаться Мытищ и Королёва, Химок и т.д., то есть не дойдёт до границ реального города, то будет сделано полработы, потому что «пробка» всё равно останется «пробкой». Поэтому необходимо создавать удобные для пассажиров общественного и водителей личного транспорта пересадочные узлы. Невозможно бесконечно развивать только один метрополитен. Дополнительные резервы транспорта можно использовать на базе железных дорог. Это именно та сеть, которая связывает Москву с областью, если вспомнить пример парижского региона, где железные дороги рассматриваются уже не как внешний транспорт, а как внутренний городской. Эта практика не первый год применяется и в Берлине.
Если говорить о дорожно-транспортной сети, то, к сожалению, городу на сегодня не хватает более 300 километров дорог. В ближайшие годы наряду с традиционными кольцевыми и радиальными магистралями будут строиться и хордовые трассы, которые должны обеспечить связь периферии города, минуя центр. Сегодня в Москве в высшей степени важно решать проблемы парковки автотранспорта. Количество машин в городе – свыше 3 миллионов. Несмотря на острый дефицит территорий, в Москве ежегодно строятся новые гаражи и паркинги на 100 и более тысяч машино-мест. Разрабатываются новые проекты, новые технические решения строительства гаражей и автостоянок. Их внедрение – это интересная задача для строителей.
Необходимо развивать и метро. Сегодня около 2 млн. москвичей проживают вне зоны досягаемости метрополитена, что составляет приблизительно 20 процентов от населения города. Поэтому строительству метрополитена будет уделяться первостепенное внимание.
Ну и, конечно, нельзя забывать и о новом строительстве. Разработана схема возведения в городе 60 новых высоток. Места для них уже определены. Активно идёт и строительство ММДЦ «Сити». При этом в качестве главного территориального резерва для строительства новых деловых и торговых центров рассматриваются площади, которые ныне заняты нерентабельными промышленными предприятиями.
Их перенос должен производиться по единственно правильному принципу – с созданием аналогичных мощностей в пределах Москвы.
«Новое пространство московской жизни» привлекательно не только для жителей города, но и для его гостей, туристов. Москва была и остаётся крупнейшим туристическим центром России. Для того чтобы принимать по 5 и более миллионов туристов в год, Москве необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Разработана концепция комплексного развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», которая предполагает в историческом центре города специальную территорию с развитой многофункциональной современной инфраструктурой туристического сервиса, строительство гостиниц. Для этого нужно реализовать около сотни взаимоувязанных проектов. Это около 65 объектов реконструкции, реставрации и нового строительства, а также 40 участков формирования пешеходных зон. Совокупные затраты составляют здесь около 3 миллиардов долларов, но затраты эти окупятся со временем с лихвой.