Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Генплан новой жизни

01 января 2007

ТАК БУДЕТ!

Эдуард ЛАПОВОКМосква не первое десятилетие развивается по генеральному плану. Новостью это никак не назовёшь – первый генеральный план был принят в столице ещё в начале тридцатых. Многое из задуманного тогда, к счастью, не сбылось – в частности, центр города у Кремля так и не был снесён для сооружения «Аллеи Ленина». У генерального плана послевоенной поры были уже другие задачи под стать своему времени. Соответствовал своему времени и сегодняшний действующий Генеральный план развития Москвы до 2020 года, его по праву можно назвать «генпланом возможностей». Что это значит? В то время, когда он разрабатывался и был принят сразу после дефолта, в стране были колоссальные проблемы с инвестициями. Но городу необходимо было развиваться, в том числе и решать социальные задачи. Понятно, что в тех условиях главная задача руководства Москвы состояла в том, чтобы стимулировать инвестиционно-строительную деятельность. И городу это удалось. «Процесс пошёл» практически во всех отраслях городского хозяйства. Тем самым была выполнена основная задача – стимуляция всей инвестиционно-строительной деятельности в период реализации генплана. В результате только за последние семь лет в городе было построено около 30 миллионов квадратных метров жилья, сотни школ, детских садов, новые театры, другие, не менее важные социальные объекты. Реконструированы МКАД и участки основных радиальных трасс города, построено Третье транспортное кольцо. Если какое-либо из направлений развития города отставало, то благодаря чётко налаженному мониторингу генплана это отставание быстро навёрстывалось. Так было, например, с детскими садами. Едва наметился дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, как было принято кардинальное решение построить в 2006–2008 гг. 300 новых детских садов.
Сейчас возникает несколько другая задача. Речь идёт о создании в городе нового комфортного пространства для его жителей – задаче, которой должна быть подчинена вся строительная деятельность в столице. Именно в связи с этим возникла идея нового генплана, который можно назвать «генпланом необходимости». О какой же необходимости идёт речь? В первую очередь о необходимости соблюдения нового жизненного стандарта жизни москвичей, предусматривающего защищённость социальных гарантий населения города. Это прежде всего стабилизация и развитие жилого фонда, вопросы транспорта, соцкультбыта шаговой доступности, это вопросы окружающей среды.
И, конечно, ещё многое другое. Одна из главных проблем, стоящих перед Москвой, – перегруженность центра. Историческая часть города несёт на себе колоссальную нагрузку. Количество офисных, деловых, торговых, культурных и развлекательных центров здесь давно значительно превышает расчётные показатели генплана. Конечно, определённое новое качество жизни они тоже создают, но есть и другая «сторона медали» – перегруженность исторического центра людьми и автотранспортом, пробки на дорогах, острый дефицит парковочных мест, проблемы с пересадкой, входом и выходом пассажиров на центральных станциях метрополитена.
Разрешение из сложившейся ситуации – в долгосрочной перспективе, увы, один из возможных вариантов – это прекращение строительства офисов и торговых центров в исторической части города и постепенный перенос деловых и торговых функций из центра на уровень Третьего транспортного кольца – к МКАД и дальше. Такова признанная международная практика крупнейших мировых мегаполисов. При этом в историческом центре города должна активно развиваться туристическая инфраструктура: гостиничный бизнес, пешеходные зоны, музеи, театры, памятники и т.д.
После реализации всех заключённых ранее инвестиционных контрактов в историческом центре Москвы будут остановлены точечная застройка и новое строительство. Старые здания будут реставрироваться и реконструироваться.
«Мы можем встать перед необходимостью введения ограниченного въезда автотранспорта в город», – отметил в начале мая текущего года мэр Москвы Юрий Лужков.

Конечно, программа создания нового высококачественного пространства жизни немыслима в условиях наличия в городе целых микрорайонов сплошного ветхого жилья. В столице разработана «волновая схема» сноса ветхих строений. В городе до 2010 года необходимо снести около 3 млн. кв. м пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. На их месте можно строить хорошее, добротное жильё, с большим коэффициентом использования земли. Активно реализуется в городе и комплексная реконструкция кварталов сложившейся застройки.
К сожалению, несмотря на то что город активно сносят пятиэтажные здания, неудовлетворительное состояние жилищного фонда в последние годы растёт. Изменились сами критерии ветхости. Если в начале 50-х город строил приблизительно до полумиллиона квадратных площадей жилья, то сегодня объём строительства увеличился сразу до 5 и более миллионов квадратных метров площадей и потом перешёл в среднем на 4 миллиона. Если сейчас не поставить вопрос об увеличении капитального ремонта существующего фонда, то через 10–15 лет это станет серьёзной проблемой для города. На сегодняшний день в стадию ветхого фонда ежегодно входят по полмиллиона квадратных метров «сталинских» домов, а когда подойдёт очередь зданий индустриального периода, объём их старения будет резко увеличен. Соответственно необходим вопрос индустриальной реконструкции того фонда, который приходит в неудовлетворительное состояние. Есть и другая проблема – это ветхое жильё, не относящееся к объектам, которые охраняются как памятники. В Москве такого жилья около 4 млн. кв. м, причём это жильё находится, как правило, в центральной части города.

Немало у города и других острых проблем, острейшей из которых стоит признать транспортную. Строится в Москве дорог всё больше, а проехать по ним всё труднее и труднее. Количество автотранспорта у населения постоянно растёт – в этом главная проблема. Новость и другой аспект – вопрос связанности территории. Что это такое? Транспортную проблему в столице стоит рассматривать в тесном взаимодействии Москвы и Московской области. Существует так называемый реальный город, который не имеет административной границы, а есть территория, в которой проживает постоянное население около 15 млн. человек, которые пользуются единой территорией как для поездок на работу, для поездок домой, на дачу и т.д.
Можно полностью переделать Ярославское, Ленинградское или любое другое шоссе до МКАДа. Но если эта дорожная программа не будет касаться Мытищ и Королёва, Химок и т.д., то есть не дойдёт до границ реального города, то будет сделано полработы, потому что «пробка» всё равно останется «пробкой». Поэтому необходимо создавать удобные для пассажиров общественного и водителей личного транспорта пересадочные узлы. Невозможно бесконечно развивать только один метрополитен. Дополнительные резервы транспорта можно использовать на базе железных дорог. Это именно та сеть, которая связывает Москву с областью, если вспомнить пример парижского региона, где железные дороги рассматриваются уже не как внешний транспорт, а как внутренний городской. Эта практика не первый год применяется и в Берлине.
Если говорить о дорожно-транспортной сети, то, к сожалению, городу на сегодня не хватает более 300 километров дорог. В ближайшие годы наряду с традиционными кольцевыми и радиальными магистралями будут строиться и хордовые трассы, которые должны обеспечить связь периферии города, минуя центр. Сегодня в Москве в высшей степени важно решать проблемы парковки автотранспорта. Количество машин в городе – свыше 3 миллионов. Несмотря на острый дефицит территорий, в Москве ежегодно строятся новые гаражи и паркинги на 100 и более тысяч машино-мест. Разрабатываются новые проекты, новые технические решения строительства гаражей и автостоянок. Их внедрение – это интересная задача для строителей.
Необходимо развивать и метро. Сегодня около 2 млн. москвичей проживают вне зоны досягаемости метрополитена, что составляет приблизительно 20 процентов от населения города. Поэтому строительству метрополитена будет уделяться первостепенное внимание.
Ну и, конечно, нельзя забывать и о новом строительстве. Разработана схема возведения в городе 60 новых высоток. Места для них уже определены. Активно идёт и строительство ММДЦ «Сити». При этом в качестве главного территориального резерва для строительства новых деловых и торговых центров рассматриваются площади, которые ныне заняты нерентабельными промышленными предприятиями.
Их перенос должен производиться по единственно правильному принципу – с созданием аналогичных мощностей в пределах Москвы.
«Новое пространство московской жизни» привлекательно не только для жителей города, но и для его гостей, туристов. Москва была и остаётся крупнейшим туристическим центром России. Для того чтобы принимать по 5 и более миллионов туристов в год, Москве необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Разработана концепция комплексного развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», которая предполагает в историческом центре города специальную территорию с развитой многофункциональной современной инфраструктурой туристического сервиса, строительство гостиниц. Для этого нужно реализовать около сотни взаимоувязанных проектов. Это около 65 объектов реконструкции, реставрации и нового строительства, а также 40 участков формирования пешеходных зон. Совокупные затраты составляют здесь около 3 миллиардов долларов, но затраты эти окупятся со временем с лихвой. 

Ирина СИЛЯТИЦКАЯ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS