В совместном проекте «ЛГ» и радио «Орфей» – разговор с дирижёром, композитором, заслуженным деятелем искусств России Александром Клевицким. С 2007 года он художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева. Член жюри третьего Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура».
– На ваш взгляд, что может дать конкурс «Партитура» молодому автору?
– Любой конкурс – это возможность проявить себя, показать своё умение, свой талант. Особенно такой конкурс, как «Партитура», когда твоё произведение может прозвучать в Большом зале Московской консерватории, на сцену которого выходили самые выдающиеся музыканты. Это совершенно необыкновенная для молодого автора возможность услышать эталонное звучание своей музыки. Плюс твою музыку будут оценивать великие мастера, выдающиеся музыканты. И, конечно, это шанс посмотреть, что делают другие, сравнить своё творчество с творчеством своих ровесников.
– В «Партитуре» восемь номинаций, в том числе «Эстрадно-симфоническое произведение». Пишут ли сейчас молодые композиторы для эстрады?
– Тут нужно прежде всего определиться, что мы подразумеваем под словом «эстрада». Есть так называемая популярная музыка, но конкурс «Партитура» всё-таки не об этом. Эстрадно-симфоническая музыка – совсем другая история. Здесь нужно знать (и знать хорошо) оркестр, нужно «жить» в этом жанре, понимать, как он устроен. Мне встречались сочинения именно молодых композиторов, которые работают в нём. И мне как члену жюри будет очень интересно узнать, что же сегодня происходит в этом жанре.
– В этом году вы впервые вошли в жюри «Партитуры». Вы и композитор, и дирижёр. Как будете оценивать участников? Как композитор композиторов или как дирижёр композиторов?…
– Да, я впервые стал членом жюри этого конкурса. Но я бывал на симфонических концертах, так называемых читках, первых двух сезонов. Услышанное произвело на меня большое впечатление, особенно произведения, представленные в номинации «Киномузыка».
В первую очередь буду оценивать, конечно, как композитор, поскольку музыкальный материал надо понять, понять замысел, понять форму, в которой конкурсант работает. Ну и, конечно, во мне всегда срабатывает моё артистическое чутьё. Я пытаюсь понять, хотел бы я это сочинение исполнять сам на своём концерте или нет. Вот это очень важно.
– Новой музыке, особенно академической, сложно пробиться к слушателю, чтобы её услышали и полюбили…
– Ну, думаю, что в популярном жанре ещё сложнее пробиться к слушателю! Пиши талантливо, пиши здорово – и ты обязательно пробьёшься. Это работает в любом жанре. Возьмём, скажем, шоу-бизнес. Всё искусственное, то, что финансируется извне, умирает. Получается «инъекционный» проект. Пока есть денежные инъекции, проект живёт. Заканчиваются – умирает. А вот искреннее, настоящее, талантливое – оно всё равно будет жить, ему надо только придать какое-то ускорение.
– Но в академической музыке существует совершенно очевидная сложность: она требует исполнения произведений симфоническим оркестром… Так насколько «этично» переносить законы шоу-бизнеса на академическую музыку?
– У меня когда-то была статья, которая так и называлась: «Я не делю музыку на жанры». Так вот, дело всё в том, что музыка – это, грубо говоря, набор звуков. Но набор этот должен быть организован в какой-то свой, абсолютно правильный строй. Он подчинён законам музыкального языка. Попытаюсь ответить на ваш вопрос, можно ли переносить некие правила шоу-бизнеса на академический жанр. Конечно, я имею в виду не само исполнение музыки, а способы «раскрутки» этой музыки. Шоу-бизнес за годы своего существования выработал какие-то определённые инструменты, которые, скажем, использует продюсер…
– Некий алгоритм продвижения?
– Можно и так сказать. Вот и хорошо бы эти приёмы начать применять в академической сфере. Кстати, многие ими уже начинают пользоваться. Это и определённая реклама, и «навязывание» определённых музыкальных произведений, ведь существует же популярная академическая музыка, согласитесь? Конечно, если речь идёт о каком-то сложном философском сочинении, «навязать» его аудитории очень трудно. Такая музыка для очень больших любителей или для специалистов. Для узкого круга.
– Но мы видим по концертным программам, по афишам, что музыку современных авторов исполняют ничтожно мало и крайне редко. Почему? Потому что трудно продать билеты на незнакомую музыку? Как выбраться из этого замкнутого круга?
– Публика всё-таки покупает билеты на имена. Это должен быть либо очень раскрученный композитор, музыка которого известна буквально каждому, либо очень известный исполнитель. И если молодому (или немолодому) композитору повезёт и его сочинениями заинтересуется какой-то мэтр, то на него все сразу обратят внимание. Вот и всё. Но только нужно сочинить что-то такое, чтобы этот мэтр захотел это сыграть. Нужно зацепить.
– В чём главная проблема современных композиторов? Чего им не хватает для того, чтобы «зацепить»?
– В современной музыке много направлений. Это и минимализм, и авангард и т.д. Много, очень много есть любопытного. Фантазия у авторов замечательная, бьёт ключом. Нет только главного: очень мало кто из сегодняшних композиторов может сочинить красивую мелодию и развить её. Эта мелодия должна быть, как я говорю, «геометрически выверенная». Вот что такое красивая женщина? Это прежде всего правильные черты лица. Так и в музыке. Мелодия должна быть выверенной, но рождённой от сердца. Сегодня я не слышу таких мелодий. Увы.
– Успеваете следить за творчеством своих коллег?
– Я слушаю огромное количество музыки. Мне очень это интересно. Я слушаю и радио «Орфей», где часто звучат сочинения наших современников. Недавно даже появилась специальная рубрика «Современные композиторы России».
– 1 мая вам исполнилось 70 лет. Как планируете отмечать юбилей? Как планируете объединить своё эстрадное творчество с академическим?
– Так сложилась жизнь, что большую половину своей жизни я посвятил эстрадной, популярной музыке. Были какие-то успехи, были песни, которые становились любимыми в народе. Недавно нашёл кучу песен, которые так и остались лежать в столе. Послушал их и задумался, почему я их так никому и не отдал? Что касается юбилея, то у меня будет два концерта. Академический – 11 июня в Большом зале Московской консерватории, эстрадный – 7 июля в Театре эстрады.
– Что услышат ваши гости в консерватории?
– Прозвучит новая симфония – «Русские картины», посвящённая картинам отечественных художников. Я очень люблю живопись. Смотрю на картину – и в голове рождаются какие-то образы. У меня так глаз устроен. Я много работал в кино и никогда не писал музыку, не отсмотрев материал. Мне нужно было увидеть, что снято, чтобы передать те эмоции, которые рождаются от просмотра картины. Тут произошло то же самое. Я в очередной раз рассматривал какие-то картины – и вдруг у меня родилась идея новой симфонии. Её исполнит оркестр имени Силантьева, а дирижировать будет мой друг, замечательный музыкант Александр Соловьёв. Ещё в первом отделении будет исполнен концерт для фортепиано с оркестром. Солистка – великолепная Екатерина Мечетина. Во втором отделении ещё одна премьера – концерт «Грустная летняя сказка для гобоя и оркестра».
А в Театре эстрады мои песни исполнят Сергей Пенкин, Аскар Абдразаков, Ефим Шифрин, Анна Бутурлина и многие другие прекрасные артисты!
– Вы как дирижёр любите исполнять современную музыку? В конце прошлого года вы участвовали в громком проекте Art Of Hans Zimmer…
– Классику гораздо интереснее исполнять. Что касается Циммера, то, на мой взгляд, это такой очень крутой ремесленник. То есть по большому счёту я не могу сказать, что это великая музыка. С нашим Эдуардом Артемьевым даже сравнивать нельзя. Русская композиторская школа гораздо богаче, глубже, сильнее!
– Молодым участникам конкурса «Партитура», которые выйдут в финал и впервые услышат свою музыку в исполнении симфонического оркестра, не завидуете?
– У каждого своя судьба. Я просто жалею, что мне уже 70 лет и что я не могу участвовать в этом конкурсе. Но то, что я нахожусь среди членов жюри, тоже очень приятно! А участникам конкурса искренне желаю воспользоваться своим шансом!