Заснеженный декабрь согрел сердца жителей Казани ставшим уже традиционным Международным поэтическим фестивалем имени Николая Лобачевского. Дерзкий по замыслу и изящный по воплощению проект казанского поэта Лилии Газизовой органично вписался в культурную жизнь третьей литературной столицы России.
Открытие фестиваля прошло в роскошном отреставрированном особняке XIX века, где ныне располагается Союз писателей Татарстана.
В числе приглашённых в этом году был известный поэт и организатор фестивалей в Польше Александр Навроцкий, он галантно преподнёс Лилии Газизовой в дар «золотое перо», а также вышедшую в Польше книгу её стихов «Канафер» на польском языке.
Официальную часть завершило выступление профессора Талгата Галиуллина, который подчеркнул, что поэзия и математика действительно становятся ближе друг к другу, а фестивали сближают народов разных национальностей.
На «Вечере неевклидовой поэзии» свои произведения прочитали Максим Гликин (Москва), Майя Шереметева (Санкт-Петербург), Нури Бурнаш (Казань), Марина Кулакова (Нижний Новгород), Наиль Ишмухаметов (Казань), Рустем Сабиров (Казань), Вадим Гершанов (Казань), Дмитрий Чернышев (Санкт-Петербург), Эдуард Учаров (Казань), а также татарские поэты Джаудат Сулейман, Юлдуз Миннуллина, Рузаль Мухаметшин.
Вопросы современной литературы и культуры в разрезе естественно-математических, философских и исторических исследований рассматривались на научно-практической конференции «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание», где прозвучало более десятка интереснейших докладов. Гости конференции с большим интересом выслушали сообщение профессора философии Натана Солодухо «Что общего между математикой как наукой и философией как литературой», доклад казанского философа Фана Валишина «Онтологический императив и проблема положительного героя», а также поэта и философа из Нижнего Новгорода Марину Кулакову с исследованием «О том, как олениха-важенка, небесная хозяйка, превратилась в двуглавого орла или «оленья» и «орлиная» символика в российской геральдике».
Один из дней фестиваля прошёл в уютном Доме-музее В. Аксёнова. Начался он с круглого стола «Геометрия гармонии», который вели поэт, заведующий отделом поэзии журнала «Арион» Дмитрий Тонконогов и литературный критик, редактор отдела прозы и публицистики журнала Союза писателей Москвы «Кольцо А» Елена Сафронова.
Многие казанцы специально пришли на творческую встречу с сотрудниками старейшего в России литературного издания «Литературной газеты» Анастасией Ермаковой и Игорем Паниным, которые не только рассказали о ключевых моментах создания и развития популярного издания, но и прочитали свои стихи.
Особую красочность фестивалю придал проект «Фотопоэзия» Лидии Григорьевой. Этот проект на первом фестивале, год назад, представлял Равиль Бухараев. Все дни фестиваля участники вспоминали его с особой теплотой и уважением.
В рамках литературного форума прошли творческие встречи с поэтами Александром Навроцким (Польша), Андреем Сизых и Артёмом Морсом (Иркутск), презентации книг Евгения Степанова («Диалоги о поэзии», «Профетические функции поэзии, или поэты-пророки»), Татьяны Данильянц («Красный шов»). Артистично и вдохновенно представил санкт-петербургский поэтический альманах «Сорокопут» (Lanius Excubitor) поэт Дмитрий Чернышев.
Хочется надеяться, что фестиваль будет развиваться, набирать с каждым годом всё большую силу и масштабность, доказывать неразрывную связь математики и поэзии, науки и искусства.
ведущий библиотекарь отдела
комплектования Национальной
библиотеки Республики Татарстан