Произведения мастера, создавшего множество портретов современников (режиссёра Олега Ефремова, историка Николая Анциферова, композитора Софии Губайдулиной, искусствоведа Николая Благодатова, портрет расстрелянного в 1937 году деда художника, которого Алексей Штерн никогда не видел, и других), представлены в экспозиции «Мои герои» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Каждая работа – от ранних театральных эскизов до «Автопортрета без штанов в пандемию» – сопровождается кратким комментарием.
Алексей Штерн работал во МХАТе в Москве, затем, с 1976 по 1979 год – в Театре комедии им. Н.П. Акимова в Санкт-Петербурге. Работы художника хранятся в музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Музее имени Бахрушина, ЦВЗ «Манеж», Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музее изобразительных искусств Казани и других.
По словам самого Алексея Штерна, в живописи он придерживается системы Станиславского: никогда не даёт оценок, не клеит ярлыков «плохой» и «хороший» и не выносит приговоров.
Многие критики сходятся во мнении, что в портретах, написанных Алексеем Штерном, заметна драматургия гротеска, позволяющая художнику выходить за пределы плоскости картины, придавая ей фактуру, объём. Нередко Штерн встраивает в свои полотна реальные детали: от пуговиц и монет до кружевного воротничка.
Особое место в его творчестве занимают портреты на спилах деревьев, также представленные на выставке. Контуры лиц героев этих картин не совпадают с очертаниями древесных «холстов», и годовые кольца проходят прямо по изображениям.
К выставке в мастерской Алексея Штерна был снят видеофильм.
Экспозиция открыта до 10 апреля.
Арина Окунева