Международный фестиваль детективных фильмов DetectiveFEST в этом году отмечает своё 15-летие. По традиции он откроется в Москве в Доме кино 17 апреля в День ветеранов органов внутренних дел. Полнометражные фильмы, сериалы, документальное кино и даже анимация, имеющие отношение к его тематике, мечтают попасть в конкурсную программу престижного, масштабного и единственного в своём роде форума (в работе предыдущего фестиваля приняли участие 76 полнометражных фильмов из 51 страны мира).
Автор идеи и президент фестиваля, член Союза кинематографистов России Юрий Митюшин 22 года прослужил в Вооружённых силах и 5 лет проработал в Министерстве внутренних дел, кадровый офицер, подполковник запаса, а следовательно, знает тему и круг проблем, с ней связанных, изнутри. В его обойме 15 лет работы продюсером и даже небольшая актёрская роль в сериале «Спецназ по-русски».
– Юрий Анатольевич, в нашей стране детективное кино имеет не столько художественный, сколько социальный оттенок. Стала крылатой фраза «Вор должен сидеть в тюрьме!» – человек сразу реагирует: это замечательный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Когда эту реплику произносит глава государства, то граждане ассоциативно понимают, о чём речь по одной лишь фразе. Однако с тех пор, как Жеглов ловил преступников, многое изменилось: и следователи слишком часто «ошибаются», и судьи во сне выносят бизнесмену приговор о лишении свободы, и милиция должна была переделаться в полицию…
– Критика должна быть конструктивной. Раньше у нас в стране была коммунистическая идеология, а сейчас – непонятно, какая. Если раньше присваивали звание «Ударник коммунистического труда», то сейчас, что, будем присваивать звание «Ударник капиталистического труда»?.. Идеологии нет, а она на самом деле очень важна! Потому что идеология не терпит пустоты. Если не идёт она к нам со стороны государства в лице его многочисленных структур, то придёт какая-нибудь религиозная или иностранная, хотим мы того или нет…
Когда я был в гостях у шефа Скотленд-Ярда, он познакомил меня с английским продюсером Уильямом Грэйфом. Всю жизнь он снимал сериалы про полицию. Но не про реальную полицию, а про ту, какой она должна быть. Хороший полицейский борется с преступностью, не берёт взяток, не хамит, не совершает противоправных действий, прикрываясь формой и законом, действует во имя и для людей. И над этим «наивным» киношником все смеялись. Но прошло какое-то время, и теперь Скотленд-Ярд практически пришёл к тому результату, идеологию которого проповедовал Грэйф, за что они и по сей день его благодарят. Его игровые сериалы несколько идеалистические, но благодаря им психология столичных полицейских поменялась до наоборот! Он подарил мне документальные фильмы, в которых показан Скотланд-Ярд 30, 20, 10 лет назад и сейчас. Там видно, как постепенно со временем менялась полиция – не в последнюю очередь и под воздействием его телесериалов.
– У нас такое преображение возможно?
– У нас фигура представителя закона весьма своеобразная. Это вооружённый человек, обладающий законной властью. У него сила, но уровень воспитания и психология таковы, что он частенько считает себя гораздо круче остальных. При этом он забывает, что содержится на деньги граждан, на наши налоги. Уровень его заработной платы не всегда соответствует количеству обязанностей и тому рабочему времени, которое он вынужден отрывать от семьи и своего досуга. С другой стороны, много соблазнов по использованию своей власти. Объектом не всегда справедливого воздействия становятся граждане. Отсюда возникает конфликтное идеологическое противоречие между представителями общества и, к примеру, полиции, вплоть до неприятия друг друга. Считаю, что ни в коем случае нельзя допускать силового экстремистского противодействия, оно очень опасно! Но в условиях, когда и граждане, и служители закона плохо знают или фактически не знают законов, их защищающих, произвол с обеих сторон возникает мгновенно. Сейчас зачастую встречаются офицеры, не изучающие новые законы.
– Им неинтересно?
– Им реально некогда! До 40 дел на одного следователя. Именно поэтому и из-за слабой профессиональной подготовки многие дела разваливаются и не доходят до судов. Но есть огромное количество людей в этой профессии, которые искренне хотят навести в стране порядок, который бы служил и обществу, и бизнесу, и власти – всем! Их надо показывать в первую очередь в художественных образах, пропагандировать. Люди в жизни и на экране – это замкнутый круг: с одной стороны, кино отображает реальную, часто негативную жизнь, а с другой, пропагандирует то, какой эта жизнь должна быть.
Вот и выходит, если мы уничижительно относимся к созданию положительного образа представителей закона, то соответственно мы будем иметь таких служителей, которые будут очень далеки от идеала. Если же мы создадим образ лучше и чище, то сделаем эту профессию престижной и уважаемой в обществе. Тем более что на негативе сенсацию делать гораздо проще.
– Но что зависит в данном случае от кинофестиваля?
– В феврале прошлого года я выступал в Совете Европы, рассказал о нашем фестивале. И должен заметить, что за 15 лет существования (хотя это было не просто) DetectiveFEST получил поддержку ООН, Совета Европы, Администрации Президента Российской Федерации, Министерства культуры РФ, МИД РФ, практически всех государственных структур России, представляющих закон. Все основные религии и конфессии поддержали фестиваль. Потому что фактически наш проект – это пиар-проект закона. В этом состоит его уникальная концепция.
– Какую проблему решает ваш фестиваль, который всего лишь показывает то, что делают кинематографисты, не влияя на их изначальный выбор и уж тем более на их гражданскую позицию?
– Поддержать тех авторов фильмов и программ, кто своими работами объединяет общество в борьбе с преступностью и терроризмом, создаёт правдивый образ героя – служителя закона, формирует правовое сознание граждан и создаёт систему взаимного уважения – вот основные задачи нашего фестиваля. И мы во всеуслышание призываем: друзья, если вы не хотите, чтобы существовал произвол чиновников, властей на местах, учите закон, знайте свои права, а не только обязанности! Это в полной мере касается и представителей закона. Они должны грамотно уметь защищать свою позицию законными методами в самых жарких спорах с активными членами гражданского общества.
– Значит, мы говорим не только о жанре, но и об идеологии детектива?
– Конечно. Чем хорош детектив? В классическом детективе тайна всегда разгадана, преступление раскрыто, за преступлением следует наказание, а неотвратимость наказания заставляет людей задуматься о том, чтобы не совершать поступков, связанных с нарушением закона. Закон мешает только тем, кто хочет его нарушить. Получается, что детектив, в общем, и наш фестиваль, в частности, пропагандируют законопослушный образ жизни. Мы поддерживаем тех, кто в годы разочарований, крушения идеалов, цинизма, безнадёжности создаёт положительного, но не идеализированного героя! У нас есть номинация «Герой» – за харизматичное исполнение положительной роли. Если рассмотреть приз нашего фестиваля, то увидим моток киноплёнки, из которого вырастает дерево, превращающееся в некоего человека – безликого, как «лицо закона». Он на вытянутых руках держит линзу-лупу, иными словами, увеличительное стекло.
Когда появился сериал «Бригада» и актёры талантливо сыграли бандитов, то мы поняли, что имеем дело с опасным перевёртышем. И, словно в ответ на это, ввели номинацию «Антигерой» – за харизматичное исполнение роли отрицательного персонажа. Линзу на этом призе специально сделали двояковогнутой: она не увеличивает, а уменьшает. То есть мы даже в призе сохраняем нашу идеологию. Сергей Безруков за главную роль в «Бригаде» получил тогда этот приз. А когда этот же актёр сыграл принципиального, обаятельного, сердечного, ироничного участкового в сериале «Участок», он получил приз с увеличивающей линзой.
– И всё это происходит внутри одного фестиваля – разве одно другому не противоречит?
– Нисколько! Мы ввели приз «Антигерой», потому что просто не могли проигнорировать прекрасно сделанные актёрские работы. Но ведь и бандиты есть в нашей стране, мы же эту прослойку общества тоже не можем игнорировать! Мы даём оценку не персонажам, а мастерству исполнения! Один из самых популярных брендов на Западе – русская мафия. Как сказал замечательный актёр Валерий Баринов, будущее за тем, что талантливо. И молодёжь с ещё неокрепшим сознанием и пониманием может купиться на соблазны лёгкой жизни и пойти следом за образом «положительного бандита», как ему представляется. Романтизация бандитизма очень опасна и чревата тлетворным влиянием на юные умы.
– Но разве не таково на сегодняшний день состояние морали в нашем обществе?
– Вот именно поэтому наш фестиваль не разделяет понятия художественных достоинств произведения и идеологию. У нас, например, никогда не получил бы приз герой «Крёстного отца» – его идеология идёт вразрез с нашими принципами морали. А вот сам фильм получил бы, потому что это не воспевание мафии, а правдивое отображение жизни людей, живущих по своим внеобщественным законам. Люди так устроены, что пока их закон не ограничивает, они его поддерживают; как только он начинает их напрямую касаться, они сразу проявляют своё недовольство. Вот и идёт тихий саботаж: считается нормальным не нравящийся закон не соблюдать, причём на всех уровнях: начиная от чиновников, заканчивая творческой интеллигенцией. Я знаю об этом очень хорошо. А закон между тем – это осознанная необходимость. Он продиктован и потом, и кровью и выработан опытом множества поколений наших предшественников в исторической ретроспекции. Это всё правила, которые не просто так появились, – без них жизнь превратится в хаос. Значит, без их соблюдения мы не можем считать себя цивилизованными людьми. Да и демократия без порядка и торжества закона – миф!