Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 ноября 2025 г.
  4. № 45 (7009) (12.11.2025)
Телеведение

Герои и выродки

Канал «Россия» завершил показ «Хроник русской революции» Андрея Кончаловского

12 ноября 2025
Крупская (Наталья Самсонова), Ленин (Евгений Ткачук)

Александр Кондрашов

Финал сериала очень удивил. Абсолютно неожиданно было то, каким трагическим героем в последней серии показан парализованный Ленин на даче в Горках. Он страстно желал вернуться в Кремль и что-то поменять в стране, в которой уже боролись за власть его ученики, но не мог. И особенно изумили финальные документальные кадры сериала – грандиозные похороны Ленина и триумф построенного его последователями социализма с индустриализацией, с гитлеровскими штандартами у мавзолея, полётом человека в космос и грандиозными комсомольскими стройками – они поломали концепцию антисоветского взгляда на Ленина и революцию, которую приписали Андрею Сергеевичу критики. И «белые», и «красные»: одни – с радостью (он – наш!), другие – с огорчением (предатель!).

Потрясающий безмолвный Ленин в машине, которая везёт его из Горок в Кремль, – как будто это даже не Ткачук в гриме. В первый раз не бросались в глаза приклеенная лысина и такой «кричащий» грим, какого ни у кого из персонажей больше не было (в нём виделось нечто театральное, даже фарсовое, клоунское). В финале же Ленин совсем другой. Как будто гениально нарисован объёмный портрет трагического героя. Этот портрет был прекрасен, как прекрасна киноживопись в кадрах у Горького на Капри с уличным музыкантом и волшебным морским пейзажем вдали.

И поскольку Ленин не мог говорить, не мешал противный, скрипучий, абсолютно не ленинский тенор актёра. Говорят, первоначальное название сериала было «Герои и выродки». Последняя серия как будто опровергает всё показанное в сериале ранее, где Ленин смотрелся именно выродком, способным отрезать палец должнику Парвусу или голышом предстать перед дамами, плывущими на лодке в Разливе. Выродками оказались все выдуманные герои: и гениальный музыкант Алёша, ставший убийцей, и роковой красавец, то агент охранки, то чекист – Лютер. И жандарм Прохоров, поначалу казавшийся самым главным героем, а потом сдувшийся, вынужденно предавший всех и вся, и несчастная Ариадна, переспавшая не только со всеми перечисленными, но и с Локкартом, и с Горьким...

Сериал оставил множество вопросов, касающихся и художественных решений, и трактовки исторических событий.

Надеюсь, мы к ним вернёмся.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бедный Пётр

    12.11.2025
  • Разорвать сеть

    07.11.2025
  • Монументальная элегия

    06.11.2025
  • Что-то кончилось

    05.11.2025
  • Эволюция или деградация?

    01.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS