Владимир Смирнов. Портреты замечательных людей: интервью. – М.: У Никитских ворот, 2022. – 352 с.
В предисловии к этой книге, первой в своей авторской серии «Портреты замечательных людей», член Союза писателей России Владимир Смирнов написал, что в ней нет вымышленных героев. Под обложкой собраны его интервью с представителями самых разных профессий: это и актриса (Ирина Печерникова), и лётчик-космонавт (Георгий Гречко), и политик (Юрий Воскресенский), и экс-министр обороны ДНР (Игорь Стрелков), и генерал-майор (Михаил Земсков), и генерал-лейтенант полиции Юрий Приходько. Среди героев, которыми «населена» эта книга, – музыканты (художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, певица Вика Цыганова), директора предприятий (Николай Егоров, Борис Скляров, Иван Коптев) и домов-интернатов (Ирина Каминская, Галина Епифанова), ветеринарный врач (Светлана Крюкова) и многие другие.
Встречи, предопределённые небесами
Порой реальная жизнь подкидывает сюжеты куда затейливее, чем те, что придуманы людьми. В основу художественных произведений зачастую ложатся эпизоды нашей действительности: значимые встречи, личные впечатления, яркие диалоги.
Человек – это всегда живая история. Любым из нас пройден особенный путь, обогативший каждого уникальным опытом. Поделиться этим опытом, открыться, позволить другим узнать о себе больше, пустить их в своё сердце, сделать частное мнение достоянием множества людей – на это нужна решимость. Отыскать то ценное, что скрыто в душе человека, и вытащить на белый свет не всегда просто. Легче, если есть хороший собеседник – тот, кто умеет не только говорить, но и – прежде всего – слушать. А ещё – задавать верные вопросы: такие, на которые интересно отвечать. Автору книги «Портреты замечательных людей» это, безусловно, удаётся.
Так, беседуя с писателем Владимиром Личутиным, Владимир Смирнов спрашивает о его родном городе (Мезень). «Что мой город детства? – Размышляет Личутин. – Он создавался новгородскими мужиками в устье реки Мезень у Белого моря. Там выковывался особый характер, особое поморское сословие. Это тот самый ареал, откуда Русь черпала мореходцев и покорителей Сибири…» Перед читателями – не карандашный набросок, изображающий город детства одного человека, но масштабное полотно, охватывающее всю великую историю России, в которой запечатлелся «любой маленький городок», и отображающее формирование русского характера. Далее в интервью речь идёт о состоянии таких русских городков и деревень, о непростых периодах, пройденных нашим государством, и, конечно, о книгах.
О своей первой повести, опубликованной в 1972 году в журнале «Юность», который тогда возглавлял Борис Полевой, рассказывает Александр Бологов (Владимир Смирнов характеризует его как цельного, «без червоточинки», человека): «Она называлась «Сто тринадцатый». Это бортовой номер корабля. И это был действительный случай из моей практики, когда морской буксир наскочил на камни возле пограничной полосы».
В книге – беседы с такими известными литераторами, как Николай Иванов (председатель Союза писателей России), Валерий Ганичев, возглавлявший СПР с 1994 по 2018 год, писатели Марина Кудимова, Татьяна Иноземцева, драматург, поэт и актёр Юрий Юрченко.
Хочется отметить интервью с единственной ученицей Вольфа Мессинга Ольгой Мигуновой.
Представляет интерес беседа с вдовой поэта-песенника Михаила Танича Лидией Козловой. Как пишет Владимир Смирнов, «такие встречи предопределяют небеса». В разговоре он затрагивает не только темы, связанные с личностью и творчеством Танича, но и вопросы, касающиеся поэзии самой Лидии Козловой, человека скромного и осознанно выбравшего свою роль и своё место: «Я понимала так, что если в доме есть один поэт, то нельзя лезть поперёк батьки в пекло. Поэт что-то сочинит, он уже счастлив, а тут ещё жена начинает сочинять, жить творчеством, стихами – что получится?» В то же время из интервью узнаём, что сам Танич считал иначе. Он, как пишет Лидия Козлова, «долго-долго не прислушивался к моим уговорам, потом всё-таки собрал несколько стихотворений, вложил в конверт и отправил в «Литературную газету».
Свет лампады
Вообще, во всех интервью, которые, как отмечает сам Владимир Смирнов, представляют собой полноценные литературно-художественные портреты людей, присутствует личное, живое, честное отношение автора и к темам, поднятым в диалоге, и к собеседникам. Так, разговор с преподавательницей Литературного института им. А.М. Горького, где он учился на Высших литературных курсах, Татьяной Архиповой – пожалуй, один из самых тёплых и душевных в книге.
Каждому, с кем беседует автор, даны точные, меткие характеристики. Они, подобно чётким штрихам, нанесённым на холст мастером, отражают черты и особенности того или иного человека и воспроизводят атмосферу каждой встречи: «Отец Павел выговаривал по слову, едва слышно, и было это похоже на то, как в тихую погоду осенью дерево роняет листья»; «Благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры отец Павел прост в общении, но если он прищуривает глаз, то кажется, что видит собеседника насквозь. Не хочешь, а поёжишься, отметишь про себя: «Не так уж он и прост»; «Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий ведёт иноческий образ жизни. Всем существом своим он верит в Бога. Может быть, поэтому возле него чувствуешь себя как у лампады, которая даёт свет и тепло».
Особое место в книге занимают беседы с представителями РПЦ и старообрядцами. В этих интервью затронуты самые тонкие и острые вопросы веры – и в историческом ракурсе, и с точки зрения современности. При этом, как подчёркивает Владимир Смирнов, у него «не было намерения противопоставить две Церкви друг другу». «Автор, – пишет он, – напротив, оплакивает церковный раскол и полагает, что не зря Евангелие донесло до нас слова Христа: «...всякое царство, разделившееся в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
Люди приходят к вере разными дорожками. Вот как уроженец Донбасса игумен Кирилл (Сахаров) рассказывает о начале своего духовного пути («Ревнитель веры»): «В учебниках истории было много фотографий с видами храмов, и они меня завораживали, находили отклик в моей душе, звучали для меня небесной музыкой. Церковь представлялась мне таинственной, окном в иной мир, влекла к себе, и подростком меня потянуло в храм».
Неоднократно Владимир Смирнов беседовал с митрополитом Корнилием. В книге опубликованы интервью с ним, записанные в разные годы («Попрание», «Предстоятель», «Торжество подвига», «Вечная память»). Также на страницах издания – беседы с игуменьей старообрядческого женского монастыря матушкой Олимпиадой («Старая вера»), архимандритом Павлом (Кривоноговым), благочинным Свято-Троицкой Сергиевой лавры («Лавра») архимандритом Моисеем (Дроздовым) («Дорога к жизни»), наместником Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым) («Судьба монастыря»), игуменом Антонием (Зининым), старшим звонарём («Звонарь»).
В интересах страны
В завершение следует отметить, что экземпляры издания будут рассылаться по областным библиотекам вместе с письмом председателя Союза писателей России Николая Иванова. В нём, в частности, есть строки о том, что первую книгу только что вышедшей серии – «Портреты замечательных людей» – «Союз писателей России и автор решили преподнести в дар библиотекам страны и читателям, для которых важны герои сегодняшнего дня». Николай Иванов отмечает, что через судьбы этих людей «показано наше время, дела и поступки, мысли и чаяния современников».
Автор выражает благодарность белорусскому политику Ю.В. Воскресенскому за помощь в издании книги и за идею распространить «Портреты замечательных людей» по областным библиотекам двух союзных государств.
«Он понял душевный мир своих героев и выделил главное», – отозвался о творчестве Владимира Смирнова поэт, драматург, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького Анатолий Парпара (его отзыв опубликован в книге).
«Книга населена людьми», – читаем в аннотации. Она о тех, кто искренне любит свою родину и защищает её интересы – на ковре, как чемпион мира по борьбе Екатерина Кейб; на ринге, как чемпион СССР по боксу Игорь Высоцкий; на ниве медицины, как врач Александр Шишонин; в области науки – как Екатерина Леонова-Гаряева, директор института лингвистико-волновой генетики, и академик Александр Коновалов; в сфере искусства – как создатель картинной галереи Евгений Лунин.
На мой взгляд, эта книга о России, её истории и традициях, вере и милосердии, о людях, олицетворяющих свою эпоху. Некоторых из них уже нет, а значит, записанные Владимиром Смирновым интервью с ними – ценные свидетельства времени, в котором мы живём.
Юлия Могулевцева