Широко отмеченное нами 200-летие Николая Васильевича Гоголя вызвало к жизни немало культурных событий и инициатив, многие из которых, невзирая на их «датскость», смогли стать настоящими явлениями, чей масштаб и уровень вывел их за пределы сугубо юбилейных торжеств.
Гоголевская премьера Московского академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац, конечно же, не может быть поставлена в один ряд с такими нашумевшими и знаковыми явлениями, как фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» или долгожданное открытие на Никитском бульваре столицы первого в России музея писателя, однако, на мой взгляд, этот спектакль, несомненно, внёс свою значительную лепту в общее дело. Прежде всего он также должен быть отнесён к разряду «первооткрытий»: комическая опера Александра Гречанинова «Женитьба», сочинённая композитором в 1946 году в Нью-Йорке, в нашей стране никогда прежде не ставилась. Идёт спектакль в Малом зале под «чистый» аккомпанемент фортепиано, партию которого самоотверженно исполняет Татьяна Васнецова. А в качестве ведущего и безмолвного руководителя актёрского ансамбля выступает сам… Николай Васильевич, роль которого принадлежит дирижёру-постановщику спектакля Леопольду Гершковичу.
Для зрителей, в том числе юных, войти в мир «Женитьбы» оказывается делом совсем несложным. Актёры-певцы сразу же вовлекают публику в динамичный сюжет гоголевской комедии. Один за другим на сцене появляются персонажи знаменитого произведения. И хоть бы один промах в типажном попадании. Ни одного наигрыша – всё подчинено развитию действия оперы, сочинённой в мелодекламационном стиле. И всё – как бы внутри музыкальной пьесы, с последовательным драматическим нарастанием, с чётким, понятным и абсолютно воспринимаемым гоголевским текстом. Режиссёру-постановщику Александру Леонову удалось, сохранив без изменения классическую пьесу, сделать действие увлекательным для современного зрителя, а в тандеме с дирижёром Леопольдом Гершковичем влюбить всех в потрясающую музыку.
Подколесин в исполнении Максима Сажина показался застенчивым, нерешительным героем из породы холостых, ленных и вечно скучающих чиновников (как, собственно, по Гоголю и должно быть). Свою ведущую партию артист провёл «по нарастающей», с постепенным накалом страстей. Которые активно подогревались в нём Андреем Панкратовым, блестяще сыгравшим роль наглого, напористого и порой бестактного Кочкарёва. Троица незадачливых женихов – как на подбор: один другого краше и колоритнее. Вот экзекутор Яичница – Юрий Дейнекин – мощный, пугающий своим басом персонаж. Такой одной левой мог пришибить Подколесина, тот и пискнуть не успел бы. Великолепен моряк Жевакин Михаила Чеснокова. Добродушным и милым вышел у актёра этот персонаж – безобидный, заискивающий и очень трогательный не вполне «свежий» кавалер. Чудаковатого вида господин получился у Олега Банковского, сыгравшего отставного офицера Анучкина. Ну и, конечно же, сама Агафья Тихоновна – её замечательно исполнила очаровательная Мария Ковалевская, создавшая образ одновременно и забавный, и берущий за сердце.
Не столь значительные – как показалось – финансовые средства, выделенные на постановку спектакля, никак не помешали Анне Нежной в полной мере проявить талант художника, обладающего и вкусом, и чувством меры. Она попыталась, и у неё это хорошо получилось, создать обстановку «атмосферную», кажется, насквозь пронизанную гоголевским духом.
Зрителям, причём любого возраста, с этой «Женитьбы» – уверен – сбегать не захочется, поскольку спектакль получился удивительно удачным во всех его составляющих.