Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Героический оболтус

01 января 2007

ТЕЛЕ БРЮЗГА

Не знаю, с какими чувствами смотрели фильм «Дом на набережной» зрители, не слишком хорошо помнящие повесть Юрия Трифонова. Меня же фильм понемногу ввергал в состояние недоумения, а потом довёл и до некоторого осатанения. Причём не какими-то несуразностями вроде евроокон в довоенных домах или маловыразительных актёрских работ...
Очень скоро я просто перестал понимать, с каким смыслом авторы создали эту мешанину из образов и мотивов трифоновской прозы. Чего они хотели этим добиться? Объять весь мир его прозы единым махом и, что называется, «закрыть тему»? Показалось, что сам роман «Дом на набережной» не слишком острое блюдо для нынешних зрителей? И надо приправить перчиком в виде горы трупов в подвале и современных сцен в духе и стиле бесчисленных сериалов? Но помещать героев Трифонова в нынешнее время, «дописывать» за него – вопиющая бестактность и безвкусица. А точнее – хамство.
И вообще зачем им Трифонов? Неужели считают, что ничего не стоит слепить воедино Вадима Глебова по кличке Батон из «Дома на набережной» и Павла Евграфовича Летунова из романа «Старик»? Но первый старается ничего не помнить, забыть, а второй мучается потому, что забывать ничего не хочет, не имеет права. Тут настолько разные судьбы, характеры, души, что нужна какая-то особая слепота, чтобы это не остановило авторов.
Зачем подростка Батона, мучающегося завистью к одноклассникам из благополучных семей и уже готового внутренне приспосабливаться, предавать, делать в фильме чуть ли не образцом благородства? Зачем «оболтуса» Шулепу, без всякого зазрения совести пользовавшегося благами и привилегиями своих приёмных отцов, делать чуть ли не героем? Кстати, напомню: у Трифонова Шулепа ничуть законами времени не тяготился, а самым замечательным образом в них вписывался. И когда возникала нужда, с лёгкостью необыкновенной предавал сам и своего приятеля Батона на это подвигал...
Впрочем, догадаться о великих замыслах авторов не составляет труда. Фильм начинается с посвящения «жертвам коммунистических репрессий», а значит, надо его под эту рубрику и приспосабливать. И всех персонажей обращать в этих самых жертв. Но у Трифонова профессор Ганчук, которого «вычистили» с должности, жалеет об одном – о том, что раньше он своих гонителей пожалел, не добил... «Надо было добить!» Вот такие жертвы...
Жизнь, люди, время, о которых писал Трифонов, несопоставимо сложнее того, что представили нам авторы фильма.
Который я, кстати, не досмотрел. Не смог. Так что даже не знаю, чем вся эта «тележивопись» закончилась.
 
Игорь ЖИХАРЕВ

Обсудить в группе Telegram

Игорь Жихарев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS