Как много чистых индустриальных грёз было в предвоенном фильме «Светлый путь»! Труд превращает простую работницу в знатного коммунистического человека, который видит в зеркале светлое будущее и мрачное прошлое, а в мечтах летает на автомобиле над Москвой. Советскую Золушку сыграла знаменитая Любовь Орлова.
Фильм подводил итоги грандиозной идеологической кампании тридцатых годов – движения передовиков, маяков, знатных людей страны. Всё началось с правдинской статьи «Советские богатыри» от 6 сентября 1935 года – это был рассказ о шахтёрах Алексее Стаханове и Мироне Дюканове, о рекордных трудовых достижениях. А уже через неделю советский народ узнал о ткачихе Евдокии Виноградовой – она-то и стала первым прототипом Тани Морозовой из «Светлого пути». Позже к починам Евдокии Виноградовой присоединилась другая Виноградова – Мария. Все газеты и радиоточки затрубили о сёстрах Виноградовых – Дусе и Марусе.
Как известно, изобретатели Черепановы и кинорежиссёры Васильевы не были братьями, вот и ткачихи Виноградовы не были сёстрами. Просто рекорды породнили однофамилиц. Они трудились на Вичугской фабрике имени Ногина – в Ивановской области. В октябре 1935-го пресса возвестила о всесоюзном рекорде – вдвоём Виноградовы обслуживали сто станков. На других фабриках страны началось виноградовское движение. Несколько месяцев на разных уровнях проверяли работу Виноградовых – боялись выдать за достижение «липу». А им уже по плечу оказались 148 станков. В ноябре начался впечатляющий эксперимент: дуэт Виноградовых восемь месяцев обслуживал 216 станков. Это был мировой рекорд производительности труда. В 1938-м «сёстры» установили новый рекорд – 284 станка. Подхватывали знамя Виноградовых и другие вичугские передовые ткачихи – из прессы, например, было известно, что им подсобляла Подсобляева, которая немногим уступала знаменитым Дусе и Марусе…
Орденоносец, знатная ткачиха Евдокия Виноградова
|
Марина Ладынина в фильме «Богатая невеста» |
Орденоносец, механизатор
Паша Ангелина
|
За рубежом Дусю Виноградову называли «Мисс Советский Союз» – может быть, именно этот титул привлёк внимание Александрова и Орловой, выбиравших материал для злободневного фильма. Первым порассуждал на тему «мисс» коминтерновский автор Фридрих, чьи англоязычные монографии издавались в СССР. Он писал: «Имя Дуси Виноградовой теперь знают не только в любом уголке Советского Союза, слава о её достижениях распространилась по всему миру. И сегодня сотни и тысячи лучших ударниц советской текстильной промышленности гордо носят звание «виноградовцев». Между прочим, Евдокии Викторовне Виноградовой – так звучит её полное имя – всего только двадцать один год. Возможно, именно потому, что она так молода, как и её товарищи по работе, вся молодёжь Советского Союза относится к ней как к другу и сверстнице и называет её по-простому Дусей. Дуся всем известна, Дуся прославлена. Но её слава не имеет ничего общего с сомнительной и преходящей «славой» «мисс Европы». Дусю можно было бы действительно назвать «мисс СССР», но только в советском смысле этого слова – её известность и популярность основаны на её творческой работе».
Кроме шахтёров и ткачих свои маяки появились и в других профессиях. Очень важно было выдвинуть новую элиту страны – не аристократов, получивших почётный статус по рождению, и не предпринимателей, которые добиваются успеха по законам чистогана. Стилем поведения «знатные люди страны» не отличались от народного большинства – и это поначалу вызывало восторг, повышало лояльность общества. Ставили рекорды кузнец Горьковского автомобильного завода Александр Бусыгин, знатный машинист Пётр Кривонос, трактористка Паша Ангелина. Все добры молодцы и красны девицы – орденоносцы как один.
Стахановская кампания воспринималась в тридцатые годы как нечто свежее, остро актуальное – и кинорежиссёр Григорий Александров чувствовал это. Орлова начала вживаться в роль, осваивая ткацкое дело. Правда, в длительную экспедицию на Вичугскую фабрику они не поехали, занимались в Московском НИИ текстильной промышленности и на Глуховской фабрике, что в подмосковном Ногинске, где и снимали производственные сцены «Светлого пути». В Вичугу Орлова и Александров только заезжали – восхищённо понаблюдали за работой Виноградовых. Наставницей актрисы в ткацком деле стала однофамилица – московская ткачиха Орлова. Александров, наверное, посмеивался над «сёстрами Орловыми». Актриса сдала техминимум – как же без этого?
Александров снимал кино о «советской мечте». Американцы давно приспособили для отображения такой «мечты» фабулу «Золушки». Александрову и нужна была сказка – поначалу фильм и назывался «Золушка». Промышленность обещала поддержать ажиотажную рекламную кампанию выпуском духов, спичек и конфет «Золушка». Труд превращал Золушку в «мисс СССР», которую награждают в Кремле. Название «Светлый путь» предложил после просмотра лучший друг кинематографистов – и все сразу почувствовали, что именно такого названия не хватало картине. Обошлись без спичек и духов. Зрительский успех не повторил рекордов «Весёлых ребят» и «Волги-Волги», да и Сталин, похвалив картину, всё же заметил, что «Волга-Волга» сильнее «по сатирическим зарядам». Зато много лет спустя героиня популярнейшей кинокартины 1980-го «Москва слезам не верит» отчасти повторит светлый путь Тани Морозовой...
А Иван Пырьев свой цикл музыкальных комедий снял за двенадцатилетие – с 1937-го («Богатая невеста» – «весёлая картина о труде», как определил её сам автор) до 1949-го («Кубанские казаки»). К 1937 году Пырьев был уже автором программного фильма эпохи больших сталинских процессов – «Партийный билет» (1936). Партийные организации спецпостановлениями обязывали каждого коммуниста посмотреть картину «в обязательном порядке». И после этого – комедия с развлекательной музыкой Дунаевского, с простыми сельскими типажами. Кстати, Сталин не считал, что юмор принижает авторитет идеологем – сам шутил чуть ли не в каждой речи. Идея прославить коллективизацию в весёлом фильме об украинском селе явно пришлась по душе вождю. Поначалу Пырьеву пришлось встретить сопротивление перестраховщиков, а украинские товарищи назвали комедию даже «шкодливым фильмом». Но фильм устоял.
За «Богатой невестой» следовали «Трактористы» (1939). Формировался стиль советского лубка, народной комедии. Иногда Пырьева попрекали «леденцовой, ландринной» безвкусицей. А он и не думал отрекаться от традиций фольклорного ярмарочного юмора.
И здесь впору вспомнить ещё одну героиню первых сталинских пятилеток – Прасковью Никитичну Ангелину. Её называли без церемоний – Пашей, Пашей Ангелиной. В шестнадцать лет она выучилась работать на тракторе – немногие женщины тогда решались оседлать железное чудище. Но Паше было суждено стать символом советской эмансипации, символом женщины нового времени. От неё пахло не духами, не тканями, не стряпнёй, а горючим и машинным маслом. Все отмечали властный, целеустремлённый мужской характер Паши. В 1933 году в родном Донбассе она организовала женскую тракторную бригаду. И сразу бригада выбилась в передовые, первенствовала в соревновании, выполнив 129 процентов плана. Пришла слава. Пашу наградили, приветили в Москве. Она громогласно поклялась стране, партии организовать десять женских тракторных бригад. А в конце 1938-го, на очередном совещании передовиков Паша выступила с инициативой «Сто тысяч подруг – на трактор!».
План Ангелиной удалось перевыполнить вдвое: в дни войны на полях страны бились за урожай двести тысяч трактористок. В повадках и речах этой простой женщины чувствовалась сила. Поэтому так громко прозвучали в годы войны её патриотические воззвания к колхозницам. Ангелина со своей бригадой была эвакуирована в Западный Казахстан, яростно трудилась. Впрочем, это случилось уже после пырьевского фильма. А вот внешне на Ладынину была похожа другая трактористка с Украины, тёзка Ангелиной – белокурая полтавчанка Паша Ковардак. Белокурая, женственная Прасковья Ивановна понравилась Пырьеву, режиссёр беседовал с ней о будущем фильме. Ковардак была чуть менее знаменита, чем инициативная Ангелина, но входила в пантеон знатных людей СССР. Она заседала рядом с Прасковьей Никитичной на всех совещаниях и присоединялась ко всем ангелинским начинаниям.
Марина Ладынина, исполнявшая роль передовой трактористки Марьяны Бажан, сама водила по полям «сложный гусеничный ЧТЗ» и гоняла на мотоцикле, отказываясь от дублёров. Она за несколько недель превратилась в настоящего механизатора. Ладынина в мужниных фильмах пела не меньше Орловой, но реже танцевала. У неё хорошо получались стахановки села. Пырьев обращался к фольклорным струнам русско-украинско-советской души – подобно хору Пятницкого. Весёлой суматохи в его комедиях было куда больше, чем сатиры, а суровых проблем классовой борьбы в комедиях он старался не замечать. Коллективизация у Пырьева проходит в задоре трудовых соревнований, без перестрелок и голодоморов. Сёла богатеют, среди колхозников всё больше передовиков и энтузиастов. И на войне они сумеют защитить страну с былинным богатырским размахом.
Пренебрежительное отношение к знатным передовикам – это скепсис более позднего времени, когда здравицы в честь стахановцев поднадоели, обнаружилась пропагандистская фальшь, однообразие штампованных дифирамбов, набившая оскомину показуха. Уже при Хрущёва многие посмеивались над «бабкой Загладой», когда передовая колхозница давала молодёжи резонёрские советы. Вместо сталинских маяков хрущёвское течение, кроме пожилой Надежды Заглады, вынесло на вершину молодую ткачиху Валентину Гаганову, которая в 1958 году выступила с почином перехода передовиков производства на «отстающие участки». И в 1967-м Высоцкий уже иронически пел под гитару:
У нас стахановец,
гагановец, загладовец
– и надо ведь,
Чтоб завалило
именно его….
Более поздние попытки поднять на пьедестал новых передовиков производства не повторили успеха тридцатых годов…
И всё-таки труд в советской стране был «больше, чем труд». Именно трудовая рабоче-крестьянская логика помогла избежать многих идеологических искривлений. Женщины получили все права – но не ударились в агрессивный феминизм. Теория «стакана воды» не обернулась уничтожением семьи. И левая идея в России не выродилась в «гей-парад». Сегодня мы можем лишь мечтать о таком отношении к труду, который был в те далёкие уже годы.