Во время прямой телетрансляции парада Военно-Морского флота РФ многих зрителей наверняка удивило, а помнящих подвиг Александра Мамкина – несказанно обрадовало, что на одном из уникальных мощных морских самолётов-спасателей Бе-200ЧС, проведённом в парадном строю подполковником Евгением Кузнецовым, выведено имя «Александр Мамкин». Багряно-огненной краской – в память о подвиге, вошедшем в историю Великой Отечественной войны как «огненный рейс».
Значит, гвардии лейтенант Мамкин снова призван на службу Отечеству и народу. Он будет – как третий член экипажа – спасать людей при чрезвычайных ситуациях, проводить поиск и разведку в любых погодных условиях, делать всё то, что делал его деревянно-фанерный «Разведчик-5». А сооружённый из титаново-алюминиевых сплавов и легированных сталей, с навигационным оборудованием и с турбореактивным двигателем богатырь –амфибия «Бериев-200ЧС» – не только не боится огня, но и сам может гасить гигантские пожары, зачерпывая за 12–15 секунд 12 тонн воды!
В общем, очень хорошим и добрым делом будет заниматься самолёт-амфибия «Александр Мамкин»! Думаю, что эта весть обрадовала бы его ушедших от нас однополчан. Как обрадовала ребят из школ, где были созданы музейные экспозиции о подвиге огненного рейса – в Москве, Минске, Полоцке, Твери (тут базировался 105-й полк), в Велиже (здесь, на Лидовой горе, герой перезахоронен, и сюда едут и идут люди, а смоляне проводили автопробег). И, конечно, особенно счастливы его земляки-воронежцы, установившие на здании бутырской школы, где он учился, памятную доску. А на безлюдном берегу озера Болныря житель ближайшего села Андрей Героев (какая символичная фамилия!) соорудил памятный знак.
«Литературная газета» с начала 2000‑х годов комментировала телепередачи и документальные фильмы о легендарном, но никак не награждённом за подвиг лётчике 105-го гвардейского отдельного Паневежского ордена Александра Невского авиаполка ГВФ гвардии лейтенанте Мамкине. В ночь с 11 на 12 апреля 1944 г. он, совершая девятый полёт через линию фронта на тихоходном самолёте Р-5, был обстрелян мессером, горел заживо, имел право спастись с парашютом, но продолжал свой огненный рейс из оккупированной Белоруссии до наших позиций. На борту было десять воспитанников Полоцкого детского дома из ста восьмидесяти, спасённых партизанами от смертной участи стать донорами раненым фашистам. Беспримерный подвиг достоин самой высокой награды. Но…
В личном деле лётчика Мамкина в архиве бывшего Министерства гражданской авиации сохранилась лишь сопроводительная справка в отдел кадров Главного управления ГВФ об отсылке документов на присвоение ему звания Героя Советского Союза. Где застряло само отосланное дело, понять непросто: отдельный 105-й авиаполк, воевавший на Калининском фронте в апреле 1944 г., видимо, из-за полётов в глубокий тыл врага был придан авиации дальнего действия, где явно пребывал в пасынках.
На первое ходатайство из полка от 27 июня 1944 г. пришёл, как знали все однополчане (и среди них мой отец, лётчик), отказ. Якобы Мамкин уже награждён за подвиг посмертно орденом Красного Знамени, а дважды за один подвиг не награждают. Но письменного отказа в архиве, пережившем в своём подвале несколько потопов, тоже не сохранилось.
Только представим… Какое надо иметь самообладание, чтобы в огне и в чаду, с адской болью от ожогов (!) произвести в уме расчёт пройденного расстояния над частоколом леса (на который не дай Бог сесть), отсчитывая минуты полёта, потому что глаза в оплавленных очках не могли видеть! И, наконец, пойти на снижение – точно перед первой спасительной площадкой, годной для посадки, – на покрытое льдом озеро? И даже перевалиться через борт. Как всё это мог совершить полуобгоревший человек?
Мне, дочери однополчанина Мамкина, с детства помнятся встречи ветеранов в День Победы и в авиационные праздники – с непременным тостом «За Сашу! Вечная память!», с наказом мне, начинающей журналистке: «А ты, Людмила, не давай забывать о нём!»
На множество послевоенных ходатайств о присвоении Мамкину звания Героя Советского Союза – от однополчан, партизан, выросших спасённых детдомовцев, земляков-воронежцев и депутатов ВС СССР – приходил отказ под тем же предлогом. В фундаментальных трудах издательства «Воздушный транспорт» – «История гражданской авиации СССР» (1983), «История отечественной гражданской авиации» (1996) – и других после описания подвига также сообщалось о посмертном ордене Красного Знамени.
Узнав, как видно, из газетных публикаций, что к ордену Мамкин был представлен за 6 дней до подвига, сотрудники издательства «исправили» ошибку, сообщив в энциклопедии «Кто есть кто в ГВФ», что герой награждён орденом Отечественной войны 1 ст., который на самом деле был получен лётчиком ещё в 1943 г.!
С появлением сайта Министерства обороны «Подвиг народа» любой может прочесть наградные листы на ордена лейтенанта Мамкина. Если к этим текстам, высоко оценивающим боевые заслуги лётчика, добавить сохранившиеся акты расследования лётного происшествия с описанием подвига по горячим следам, многочисленные публикации свидетельств очевидцев, а также кадры фронтовой кинохроники о последнем рейсе Мамкина, снятые оператором Марией Суховой, то непонятно, какие ещё нужны доказательства бюрократам, которые требуют от авторов ходатайств представления утерянного наградного листа?
Об обиде за ненаграждённого героя «Литературная газета» вновь напомнила в комментарии к телепередаче «Пусть говорят» от 7 мая прошлого года (15.05.2019, «ЛГ» №19). Но вот недавно побратимы лётчиков – моряки ответили конкретным актом увековечивания памяти Мамкина.
Появление имени лётчика-героя на борту богатыря Бе-200ЧС не могло свершиться без приказа командующего Военно-морским флотом адмирала Евменова и организатора этого небывало торжественного парада министра обороны РФ Героя России Сергея Шойгу. Кто-кто, а создатель Министерства чрезвычайных ситуаций знает мудрую истину: «Но если не славить мёртвых, не будет подвигов живых».