Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июля 2021 г.
Культура Телеведение

Герой на экспорт

На экранах России «Чёрная вдова»

28 июля 2021
Скарлетт Йоханссон в роли Наташи Романовой

«А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

Слова, посвящённые статуе Свободы, написанные в 1883 году американской поэтессой Эммой Лазарус, на десятилетия стали символом иммиграции в США, глубоко укоренившись в американской культуре, как и образ иммигранта – человека, прибывающего в Новый Свет в надежде на новое начало. Этот образ красной линией проходит через американские литературу и кино, оставаясь неизменным практически с самого их зарождения.

Не исключение и новая картина из громадной франшизы студии Марвел, «Чёрная вдова», открывающая вторую многосерийную эпопею о сражении супергероев Америки за мир и спокойствие человечества. Бондиана, помноженная на мелодраму, с русскими супершпионками в исполнении Скарлетт Йоханссон и Флоренс Пью – каждый доллар из двухсотмиллионного бюджета грамотно вложен в аттракцион с драками, взрывами, умопомрачительными трюками, с математически точно расставленными шутками и, что самое удивительное, без особо развесистой клюквы. В этом плане «Чёрная вдова» сильно выделяется на фоне остального Голливуда, несмотря на циклопические сооружения и сумеречную полярную тюрьму прямиком из стереотипов об «империи зла», в мелких деталях фильм очень точный. Правильная кириллица, замечание за столом – «не сутулься», даже то, как герои едят оливье и пьют водку, выдают аккуратность сценарной работы с контекстом.

Здесь же неизменная дань современной моде на феминизм, но не такая навязчивая и бессмысленная, как в аналогичных фильмах. Иная реализация – обычно сильная женщина в новом кино изо всех сил пытается унизить мужчину, используя всё то, за что мужчина подвергается критике. Грубость и жестокость кинематографических икон феминизма совершенно мужские, и возникает вопрос: кем хочет быть феминистка третьего розлива – сильной женщиной или мужланом, причём самым негодным, драчливым грубияном и сволочью? Кейт Шортланд выруливает из этой ловушки, намеренно удаляя мужские персонажи за границы драмы о воссоединении сестёр.

Пара героев третьего плана, главный злодей, бывший генерал, погибающий мимоходом, участвуя в сюжете ровно настолько, чтобы внести при помощи технологий контроля разума раскол в женское единство и немедленно сгинуть в очередном красочном взрыве. Даже «Красный страж», советский ответ «Капитану Америке», играет вторичную роль комического персонажа. В развитии сюжета он не участвует совершенно, разве что с трудом влезает в свой старый геройский костюм. Задача Дэвида Харбора – в ином, он непрерывно городит совершенно неполиткорректную чушь, старательно разряжая густой пафос, патокой растекающийся с экрана.

Но сёстры, сильные женщины, и злодей, больше похожий на Харви Вайнштейна, чем на советского генерала, лишь шелуха вокруг главного. А суть всё та же – очередной изгой входит в золотую дверь, добивается успеха и становится американцем, оставив у порога своё прошлое. Архетип, являющийся столпом культуры и общества страны, построенной иммигрантами. И Наташа Романова, ещё один изгой, принятый статуей Свободы, ещё один проводник мощного образа, внедряющегося через американское кино. Более того, для русской аудитории даже скорректирован типичный американский материальный успех – его заменяют самопожертвованием ради всего человечества, ради небольшой толики надежды.

За ней последуют другие культурные экспортёры. «Шан-Чи» для китайского рынка, «Мисс Марвел», разрабатывающая тот же образ, но для мусульманской среды, и прочие, и прочие зёрна американской идеи, прочно укореняющиеся в миллиардах умов по всей планете. Идеологическая экспресс-доставка красиво упакованной идеи прямо к вашему порогу. Единственным ответом на это может быть только собственный экспорт, но, увы, тут дела плохи. Баланс в культурном импорте и экспорте складывается не в нашу пользу. Мы импортируем и импортируем культуру, образы, идеи, слова, понятия, не давая ничего взамен. Итог подобной праздности один – неизбежное культурное банкротство.

Николай Трябин

 

Тэги: Премьера Николай Трябин
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS