В апреле 1953 года в Беларуси начал выходить журнал «Маладосць». Та, старая «Маладосць», конечно же, разительно отличалась от сегодняшней. И своим форматом, который никак не подходил под определение «толстый журнал», и содержанием, в котором преобладала публицистика. Да и идеологической направленностью, много говорить о которой, видимо, нет необходимости. Но и тогда было в «Маладосцi» то, что всегда объединяло и объединяет литературные журналы, независимо от их художественной и идейной концепции: преклонение перед Словом. Да и могло ли быть иначе, когда в ней работали ставшие впоследствии народными писателями Беларуси Янка Брыль и Иван Науменко, когда от первого дня и на протяжении нескольких десятилетий трудился высокий мастер поэтического слова, давший дорогу в литературу многим молодым поэтам, Микола Аврамчик.
И сегодня «Маладосць» старается придерживаться тех прекрасных традиций, заложенных знаменитыми предшественниками. При этом, конечно же, журнал стремится идти в ногу со временем, ведь его главный читатель – молодёжь, которая всегда ратует за обновление, за новое как в жизни, так и в литературе.
И это прекрасно понимает главный редактор журнала, лауреат Государственной премии Республики Беларусь поэтесса Раиса Боровикова.
– Раиса Андреевна, согласитесь, 55 лет – для литературного журнала, в общем, не так уж и много. Но, если задуматься, за это время в литературу пришло пять новых поколений! А многие из тех, кого когда-то открывала «Маладосць», стали соавторами школьных хрестоматий по литературе, народными писателями и поэтами Беларуси. И, увы, кого-то из них уже нет с нами.
– Если говорить о писателях, которые пришли в литературу со страниц «Маладосцi», то, конечно же, это в первую очередь Василь Быков. Так уж сложилось, что наш журнал всегда как бы немножко опережал своё время. «Маладосць» могла позволить себе отойти от некоторых общепринятых в литературе стандартов, и Быков долгое время свои военные повести предлагал исключительно ей. Или вспомним ещё одного классика белорусской литературы – Владимира Короткевича. Писатель, работавший в историко-приключенческом жанре, через свои произведения фактически открыл белорусам отечественную историю, которая до него подавалась и скупо, и однобоко. Короткевич был, пожалуй, первым белорусским прозаиком, который в значительной степени романтизировал белорусскую шляхту – средний класс нашего общества. Потому что до него обычно показывались два пласта: с одной стороны, магнаты – олигархи, если говорить современным языком, с другой стороны, бедное крестьянство. Так вот, Короткевич тоже много печатался в нашем журнале. Сегодня это кажется невероятным, но тогда, в 60-70-е годы, в поисках номера «Маладосцi» с новым произведением Быкова или Короткевича читатели приезжали даже из Москвы, причём и те, кто не очень хорошо знал белорусский язык. Журнал переходил из рук в руки, образовывалась очередь, чтобы его почитать. Это сейчас много издаётся того, что мы называем однодневками, а в то время литература занимала очень важную нишу в общественной жизни.
Я назвала только два имени, но ведь были и другие прекрасные прозаики, поэты, печатающие на страницах журнала свои новые произведения, которые затем входили в золотой фонд нашей литературы. Причём во времена книжного бума была очень сильной белорусская поэзия, известная не только у себя в республике, но и за её пределами. В «Маладосцi» тогда активно печатались Рыгор Бородулин, Анатолий Вертинский, Нил Гилевич, Геннадий Буравкин, Петрусь Макаль, Янка Сипаков… Многие из них и дебютировали в литературе именно с наших страниц. Или возьмём тех, кто шёл вслед за ними: Алесь Рязанов, Евгения Янищиц, Владимир Некляев, потом – Леонид Дранько-Майсюк, Алесь Письменков… Без этих имён уже невозможно представить современную белорусскую поэзию. И все они в юности прошли школу «Маладосцi». Да ведь и первейшая задача журнала – это открытие новых имён.
Конечно, памятуя о лучших традициях журнала, мы и сегодня стремимся печатать всё лучшее, всё самое интересное, что появляется в молодой белорусской литературе.
– Вы среди первых назвали Быкова, Короткевича, хорошо известных за пределами Беларуси. Но читатель «Лада» вправе спросить: а кто идёт за ними?
– Произведения, которые могли бы заинтересовать не только белорусского читателя, у нас и теперь появляются. Другое дело, что в литературе донельзя обострилась конкуренция, литература – это выгодный бизнес, у которого свои законы. Да и современного читателя уже трудно чем-то удивить. Тем не менее я не могу не назвать роман «Литовский волк» Алеся Наварича – очень яркое произведение с элементами мистики, обращённое к белорусской истории. Или возьмём того же Юрия Станкевича. Это психологично-социальная проза с элементами фантастики. А как не вспомнить одного из самых популярных современных белорусских писателей среднего поколения Андрея Федоренко! Его проза – это суровый реализм, но этим она и интересна. Вообще, я считаю, белорусская литература сегодня на хорошем уровне. Я бы даже сказала, что наблюдается определённый подъём её. Пришли новые поколения, пришла творческая молодёжь со своим литературным и жизненным мировоззрением, своими темами и героями.
– Но, честно говоря, произведений на молодёжную тематику, которые вызвали бы широкий резонанс в литературных кругах, в последнее время не наблюдается. В 80-е годы среди почитателей белорусской литературы выделялись разве что рассказы и небольшие повести Андрея Федоренко. Создаётся впечатление, что молодёжная тема – это полностью прерогатива кино. В том числе и в проблеме: герой – антигерой.
– Так уж получилось, что долгие десятилетия в белорусской прозе преобладала тема минувшей войны. В той же «Маладосцi» печаталась известная книга Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни», которая всколыхнула души миллионов людей. И, соответственно, герои подобных произведений – люди, которые совершали подвиги. Или ещё одна тема, которая преобладала в нашей литературе, – тема деревни. Тем более, у нас было очень яркое произведение, во многих смыслах, образец, которому подражали другие писатели: «Люди на болоте» Ивана Мележа… Но время изменилось. Слава Богу, выросло не одно поколение, которое не знает, что такое война. А наша деревня сегодня ориентируется на агрогородки – деревни городского типа. С одной стороны, мы теряем деревню своего детства, с деревянными домами, печками и завалинками. С другой стороны, благодаря деревням нового типа в них остаётся молодёжь, в них приезжает молодёжь на постоянное жительство. Чем не тема для интересных произведений? Вообще, мне кажется, героя сегодняшнего дня надо искать среди именно молодого поколения. Кстати, ведь и многие герои Быкова, Мележа, Короткевича тоже были молодыми. Но сегодняшних молодых от их предшественников отличает главное – это люди, чьё детство или юность прошли уже в независимой Беларуси.
– Долгое время белорусская литература, развивая тему войны и тему деревни, стороной обходила популярные жанры – детектив, фантастику. А вот несколько лет назад в «Маладосцi» появился своеобразный журнал в журнале «Фантаст». И оказалось, что у нас многие могут и хотят писать фантастику. Насколько, по-вашему, периодическое издание может стимулировать развитие этого жанра?
– Мне думается, что роль журналов в этом большая. На момент, когда появился «Фантаст», в отделе прозы лежало несколько произведений, которые попали туда по чистой случайности, ведь раньше фантастика в «Маладосцi» практически не печаталась. Прошёл год, и сегодня отбоя нет от молодых фантастов. По крайней мере, можно назвать десяток имён, которые работают в этом жанре: Андрей Павлухин, Мария Шамякина, Алесь Бычковский, Сержук Минскевич и многие другие… Это авторы, которые в своих произведениях ориентируются на новейшие тенденции в мировой фантастике.
– Ваше поколение всерьёз заявило о себе в начале семидесятых. Это было время, когда молодая литература пользовалась большой популярностью, и опекой она пользовалась тоже очень большой. Регулярно выходили книги в сериях «Первая книга поэта» и «Первая книга прозаика». Да какими тиражами! Например, ваш первый сборник стихов «Ромашковый берег», который вышел в 1974 году, имел тираж 4 тысячи экземпляров! Литературные объединения существовали едва ли не при каждой районной газете! Сегодня остались те же серии, но несоизмеримы их тиражи. Существуют литобъединения, но их значительно меньше. Зато молодые сегодня могут издавать книги за свой счёт. В Беларуси существует большое количество частных издательств. Уж не знаю, какому поколению больше завидовать… Кстати, изменилось ли за это время отношение молодых литераторов к слову, к писательской профессии?
– Я думаю, что отношение молодых к слову, к литературе не изменились. Другое дело, что сама жизнь изменилась и изменились отношения между писателями, в том числе и молодыми. В 70-х творческая молодёжь часто участвовала в различных фестивалях, семинарах – республиканских, всесоюзных. Творчество молодых всячески поощрялось. К примеру, если здесь, в Беларуси, молодой поэт издавал три книги, он мог издать четвёртую в переводе на русский язык в Москве. Другое дело, что эти контакты, как правило, ограничивались рамками Советского Союза. Трудно представить себе, чтобы молодой автор в семидесятые мог издать свою книгу в ФРГ или Швеции. Для нынешней молодёжи проблема границ не актуальна. И мне приятно, когда к нам приходят авторы, которые в то же время печатаются в Польше, в Бельгии. Пускай это несколько стихотворений или рассказ, но у молодых нет ограничений. Яркий талант может признаваться за границей. Другое дело, что как в семидесятые, так и сейчас существует проблема перевода. Но тогда она не была такой острой. Тогда ведь переводчик за свою работу мог получить достойный гонорар. А сегодня нет никакой уверенности, что перевод возьмёт какое-то издательство.
– У «Маладосцi» в России издается её ровесница – журнал «Юность». Их судьбы, как и их задачи, во многом схожи. Когда «Юность» отмечала 50-летие, её поздравил президент Владимир Путин. Глава белорусского государства также прислал тёплые поздравления журналу «Маладосць» в связи с его 55-летием. Да и выходит «Маладосць» сегодня благодаря поддержке государства. Но в судьбах этих двух журналов есть и различие. В начале 90-х в «Юности» произошёл раскол, появилась «Новая Юность»…
– У нас раскола, слава Богу, не произошло. Ведь мы стараемся давать дорогу всем направлениям и течениям в молодой литературе. Мы принимаем эксперименты в литературе, поэтому молодые с охотой несут в «Маладосць» свои произведения. И, конечно же, редакция стремится, чтобы произведения старейших писателей, появляющиеся на страницах журнала, были образцами литературного мастерства.
Беседу вёл