В Москве прошёл Первый московский фестиваль вольных издателей «boo. буквы, звуки, цацки». Как явствует из названия, в экспозиции были представлены не только книги, но и различные сувениры, например закладки или шуточные обложки для книг. В рамках фестиваля состоялось несколько концертов, встреч с авторами, лекций, семинаров, мастер-классов и круглых столов.
По замыслу организаторов, фестиваль должен был помочь объединить малые издательства, для того чтобы совместно решать различные проблемы, прежде всего – вопрос доступности интеллектуальной малотиражной литературы для читателей. Малые издательства сейчас испытывают сложности: оптовики и крупные книготорговые сети с ними работать не хотят, считая невыгодным возиться с 2–3 наименованиями книг. И вот нашлись люди, решившие создать единый маркетинговый центр, который будет заниматься распространением и продвижением книг малых издателей, координировать их деятельность, помогать «ресурсами, советами и просто добрым словом».
– Это первый фестиваль подобного рода или нечто похожее уже имело место быть?
– Такого, пожалуй, ещё не было, – говорит Игорь Белый, один из организаторов фестиваля, глава издательства «Memories». – Возможно, кто-то когда-то и собирал свободных издателей, но не в таком количестве и не под эгидой отдельного фестиваля. Да и цели подобной – собрать рабочую команду издателей – не преследовалось. А для нас этот фестиваль – возможность всем встретиться и познакомиться, обсудить создание гильдии и претворять какие-то замыслы в жизнь.
– Уже создана некая объединяющая структура?
– Да, она так и называется — Гильдия вольных издателей.
– Помощь от Правительства Москвы или Министерства культуры была какая-нибудь или тут всё на голом энтузиазме?
– Нам помог Комитет по культуре города Москвы, потому что «Галерея на Солянке» находится в его ведении. Нам было предоставлено помещение на довольно-таки льготных условиях, благодаря чему и удалось провести этот фестиваль.
Уже найдено помещение для общего склада, офиса и клуба гильдии. В планах – сотрудничество с региональными издателями. На первый фестиваль приехали, например, петербуржцы («Лимбус Пресс») и рижане (русскоязычное издательство фантастики «Снежный ком»).
Очевидно, что примкнут к гильдии не все. Некоторые участники остались при мнении, что издатель и книгопродавец — это антиподы, едва ли не враги, а гильдия обещает стать именно торговцем, пусть и креативным. Другие выжидают: какую именно юридическую форму примет гильдия, каким будет размер вступительного взноса, и как определить, кто такой «малый издатель», каким должен быть его прайс и формат. Всё это станет темой обсуждения в личной переписке перезнакомившихся издателей и в специально созданном интернет-сообществе гильдии.