Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Гимн «Александрова»

01 января 2007

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Один вечер в кругу друзей прима-балерины Большого театра

Мария Александрова и Дмитрий Гуданов в премьере Сергея Землянского Le deux genres;  Светлана ПОСТОЕНКООна удивляет. Не только переизбытком жизненных сил. И не только артистичностью, доведённой до совершенства. Она удивляет самим желанием удивлять.

Казалось бы, чем должна начать свой вечер прима-балерина Большого, когда её фамилия Александрова? Искромётной партией Китри? Драматизмом сериальных страстей Кармен? Лукавством Сванильды? Нет! Она величественно вышла на большое классическое па Обера. И заставила замирать зрителя всякий раз, когда останавливала время, попирая его уверенной, вдруг ставшей хищно-неторопливой, своей вечно женственной ножкой.

Мария вышла на сцену Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко не просто звездой. Её ранг определил подслушанный мною разговор: «Александрова! Она уже такая… прямо звезда-звезда!»

Да, именно так. И важно здесь вот что. Свой статус она заработала, не вкладывая таланты в непрофильные активы. Балерина не делает шоу из своей личной жизни, не заседает в Госдуме. Её жизнь протекает для нас, зрителей, только на сцене. Поэтому и явление её публике в сиянии славы чисто, спектр её огня содержит лишь линии благородных металлов.

Я слагаю гимн по имени «Александрова» не только потому, что Мария – моя любимая балерина. Мне в чём-то хочется сравняться с нею, расположив слова таким образом, чтобы они сначала зазвучали тихо, но торжественно, потом завихрились в танце, чтобы вдруг задышать нежнейшей лирикой, затем напряглись потаённым трагизмом, а в финале испустили последний вздох расставания и растворились в вечности. Короче, я хотел бы сделать статью такой же, каким было выступление танцовщицы.

Жаль, не способен, но пусть мне зачтётся само желание…

Она ничего не боится. Назвав свой вечер с Дмитрием Гудановым громоздко, но верно «Гранд балет гала 2009 «Шедевры» со звёздами русского балета», Мария ответила за каждое слово. В грандиозной программе были одни только звёзды, но шедевром для меня осталась одна – Александрова во множестве ипостасей.

«Звезда-звезда» высокомерно отбросила игру в поддавки. Она не стала окружать себя статистами. Настолько, что порой казалось: мы попали на бенефис примы Мариинки Виктории Терешкиной. Александрова пригласила Марианну Рыжкину, и если бы не некоторые сбои в выступлении последней, то вклад каждой участницы в успех предприятия пришлось бы определять с помощью аналитических весов.

А Елена Лыткина из Новосибирска? Славная и живая, выбери она более энергичную программу, не скрыла бы разницу в классе? Да и то сказать: в вариации па-де-де «Венецианский карнавал» она была не только очаровательна, но и состоятельна, чуть-чуть подвело адажио.

Обделяя обычно вниманием мужчин, на сей раз я не могу уклониться от обязанности представить и их. Хотелось бы ограничиться дежурным «они служили достойной оправой…», но! Совесть не позволяет отнестись так к Гуданову, безукоризненно оттанцевавшему многократно виденного «Аиста» Ратманского. Премьер Большого вышел за рамки «одного из», предстал перед публикой «сам по себе», доказав, что танец рождается не в голове хореографа, создавшего схему, но в сердце того, кто «здесь и сейчас» произносит чётко и внятно: «Я танцую!» – с ударением на местоимение.

Не прощу себя, пропустив Владимира Шклярова, который с недавних пор Москве стал известен не менее, чем Питеру. Ещё молодой, порой не знающий толком, как распорядиться тем, чем наградили его олимпийские боги, он красив – и уже одно это делает его любимчиком Парнаса.

Не скучно было в который раз смотреть головокружительные прыжки Актеона – Михаила Лобухина, не лень вновь и вновь приветствовать Игоря Зеленского.

Всё так. Однако вечер остался за Александровой. Премьерный номер Сергея Землянского Le deux genres преобразил Марию до неузнаваемости, до полного слияния с героиней. Трагической, надломленной, сильной, ласковой – всё вместе. И неподражаемо – Александровой! Женщиной, перед которой я преклоняюсь, чья фотография единственная из балетных украшает стену моего дома, актрисой, которая никогда не опустится до того, чтобы написать свою «Историю русской балерины».

Она – Мария Александрова – будет спокойно высматривать достойную жертву в толпе желающих написать о ней книгу. Выбрав, разорвёт в клочья!

Но выбор её ещё нужно будет заслужить…

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS