Один вечер в кругу друзей прима-балерины Большого театра
Она удивляет. Не только переизбытком жизненных сил. И не только артистичностью, доведённой до совершенства. Она удивляет самим желанием удивлять.
Казалось бы, чем должна начать свой вечер прима-балерина Большого, когда её фамилия Александрова? Искромётной партией Китри? Драматизмом сериальных страстей Кармен? Лукавством Сванильды? Нет! Она величественно вышла на большое классическое па Обера. И заставила замирать зрителя всякий раз, когда останавливала время, попирая его уверенной, вдруг ставшей хищно-неторопливой, своей вечно женственной ножкой.
Мария вышла на сцену Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко не просто звездой. Её ранг определил подслушанный мною разговор: «Александрова! Она уже такая… прямо звезда-звезда!»
Да, именно так. И важно здесь вот что. Свой статус она заработала, не вкладывая таланты в непрофильные активы. Балерина не делает шоу из своей личной жизни, не заседает в Госдуме. Её жизнь протекает для нас, зрителей, только на сцене. Поэтому и явление её публике в сиянии славы чисто, спектр её огня содержит лишь линии благородных металлов.
Я слагаю гимн по имени «Александрова» не только потому, что Мария – моя любимая балерина. Мне в чём-то хочется сравняться с нею, расположив слова таким образом, чтобы они сначала зазвучали тихо, но торжественно, потом завихрились в танце, чтобы вдруг задышать нежнейшей лирикой, затем напряглись потаённым трагизмом, а в финале испустили последний вздох расставания и растворились в вечности. Короче, я хотел бы сделать статью такой же, каким было выступление танцовщицы.
Жаль, не способен, но пусть мне зачтётся само желание…
Она ничего не боится. Назвав свой вечер с Дмитрием Гудановым громоздко, но верно «Гранд балет гала 2009 «Шедевры» со звёздами русского балета», Мария ответила за каждое слово. В грандиозной программе были одни только звёзды, но шедевром для меня осталась одна – Александрова во множестве ипостасей.
«Звезда-звезда» высокомерно отбросила игру в поддавки. Она не стала окружать себя статистами. Настолько, что порой казалось: мы попали на бенефис примы Мариинки Виктории Терешкиной. Александрова пригласила Марианну Рыжкину, и если бы не некоторые сбои в выступлении последней, то вклад каждой участницы в успех предприятия пришлось бы определять с помощью аналитических весов.
А Елена Лыткина из Новосибирска? Славная и живая, выбери она более энергичную программу, не скрыла бы разницу в классе? Да и то сказать: в вариации па-де-де «Венецианский карнавал» она была не только очаровательна, но и состоятельна, чуть-чуть подвело адажио.
Обделяя обычно вниманием мужчин, на сей раз я не могу уклониться от обязанности представить и их. Хотелось бы ограничиться дежурным «они служили достойной оправой…», но! Совесть не позволяет отнестись так к Гуданову, безукоризненно оттанцевавшему многократно виденного «Аиста» Ратманского. Премьер Большого вышел за рамки «одного из», предстал перед публикой «сам по себе», доказав, что танец рождается не в голове хореографа, создавшего схему, но в сердце того, кто «здесь и сейчас» произносит чётко и внятно: «Я танцую!» – с ударением на местоимение.
Не прощу себя, пропустив Владимира Шклярова, который с недавних пор Москве стал известен не менее, чем Питеру. Ещё молодой, порой не знающий толком, как распорядиться тем, чем наградили его олимпийские боги, он красив – и уже одно это делает его любимчиком Парнаса.
Не скучно было в который раз смотреть головокружительные прыжки Актеона – Михаила Лобухина, не лень вновь и вновь приветствовать Игоря Зеленского.
Всё так. Однако вечер остался за Александровой. Премьерный номер Сергея Землянского Le deux genres преобразил Марию до неузнаваемости, до полного слияния с героиней. Трагической, надломленной, сильной, ласковой – всё вместе. И неподражаемо – Александровой! Женщиной, перед которой я преклоняюсь, чья фотография единственная из балетных украшает стену моего дома, актрисой, которая никогда не опустится до того, чтобы написать свою «Историю русской балерины».
Она – Мария Александрова – будет спокойно высматривать достойную жертву в толпе желающих написать о ней книгу. Выбрав, разорвёт в клочья!
Но выбор её ещё нужно будет заслужить…