На прошлой неделе канал «Россия» показал фильм о выдающемся русском инженере Владимире Зворыкине «Человек, который изобрёл телевизор» (режиссёр Ирина Голубева). Хочется воскликнуть: наконец-то.
Понятно, почему советское телевидение помалкивало о Зворыкине – он был белогвардейцем, эмигрантом, миллионером, а в 60-е годы даже советником президента США Никсона, мало говорили о нём и в 90-е, так как, согласно американским данным (и Книге рекордов Гиннесса), изобретателем телевидения считался отнюдь не Зворыкин, а какой-то, конечно, настоящий американец. Потом в соответствии с симпатиями демократического, российского ТВ, когда действовал негласный закон: о России либо плохо, либо ничего, отцом ТВ «назначили» Бориса Розинга, учителя Зворыкина, замечательного русского учёного, умершего в ссылке в 1933 году. На «первенство» Розинга работала трагическая судьба «невинной жертвы кровавого режима», к тому же действительно он заложил теоретические основы телевидения. Однако от теории до практики, тем более до изобретения и производства «иконоскопов и кинескопов», очень долгий и трудный путь, который удалось успешно пройти из многих учеников Розинга только одному. И, к сожалению, не в России. Именно в год смерти учителя на конференции радиоинженеров в Чикаго 44-летний Владимир Козьмич Зворыкин сообщил о завершении работы над электронной системой, ставшей прообразом современного телевидения. Он был первым. В 1936 году три телекамеры зворыкинской системы были установлены на берлинских стадионах, и состоялась первая в мире прямая трансляция с Олимпийских игр. Смотрели её, правда, всего человек двести. Однако сразу после окончания войны телевидение стало массовым явлением, поначалу в США, потом в Европе, а с середины 50-х и в СССР.
Но дело здесь не только в национальных приоритетах, а в том большом, драматическом, противоречивом пути, о котором удалось начать рассказ создателям фильма. Да, именно начать – судьба Зворыкина, на мой взгляд, достойна не только документального, но и многосерийного художественного телевоплощения. Трагических, романтических и даже детективных коллизий в его жизни было не меньше, чем, например, в «Гиперболоиде инженера Гарина» Алексея Толстого. Правда, инженер Зворыкин никого не убивал (его пытались, и не раз), но и его «гиперболоид» вреда наделал много.
Уроженец Мурома, сын купца первой гильдии, увлёкшись модным тогда радио, он не пошёл по стопам отца-хлеботорговца, а поступил в Петербургский технологический институт, где учился у профессора Розинга и заразился его идеей создания телевидения. Получив диплом с отличием, Зворыкин был поощрён научной стажировкой во Франции. Первая мировая война застала его в Германии, откуда ему удалось бежать и через Данию и Финляндию перебраться на родину. Он был призван в армию, служил офицером-связистом, но и здесь не оставлял своих размышлений и работ по созданию приборов, передающих изображение на расстояние. Во время революции его приговорили к расстрелу за издевательства над солдатами («издевательства» заключались в радиоопытах, в которые он вовлекал неграмотных подчинённых. Спас Зворыкина земляк-муромчанин, объяснивший «революционерам», что Зворыкин – учёный). Во время Гражданской войны был реквизирован родной дом, погибли многие родственники, Владимира Козьмича пытались призвать в Красную армию, но он бежал к белым, в 1919 году адмирал Колчак направил его в США для закупки продовольствия. Через Японию Зворыкин попал наконец в Чикаго, но, пока шли переговоры с американскими поставщиками, Колчак был разгромлен и расстрелян.
Начались в прямом смысле вынужденная эмиграция, мучительные поиски работы, сначала любой, потом по специальности, нехватка денег, семейные драмы, полное погружение в опыты по созданию электронно-лучевой трубки. В 1928 году состоялось знакомство Зворыкина с президентом крупнейшей радиокомпании США (RCA), тоже выходцем из России Давидом Сарновым, который «вложился» в проект русского изобретателя и не пожалел. Далее – труд, труд, труд, и наконец триумф, успешное осуществление мечты, внедрение телевидения и… мучительная тоска по родине, поездки в Россию (и до войны и после), помощь советским инженерам и невозможность остаться в Стране Советов (он всерьёз рассматривал приглашение властей, но не решился – многие коллеги, и не сотрудничавшие с белыми, попали под вал репрессий, а Зворыкин служил у Колчака). Многолетняя успешная деятельность в компании Сарнова завершилась разочарованием – телевидение из средства коммуникации и информации всё более становилось орудием манипуляций общественным мнением. Он занялся внедрением электроники в биологию и медицину (электронные микроскопы, фотоэлементы, эндоскопы и т.д.). В 1967 году посетил с супругой родной Муром (тогда закрытый город) после полувекового перерыва. В последний раз. Прожил он более 90 лет, внедрил более 120 изобретений.
Среди недостатков фильма о великом инженере, американском гражданине и патриоте России, разрывавшемся между страной, которая дала ему работу и сполна воспользовалась её результатами, и родиной, которую он страстно любил, назову один, самый существенный. Недостаток денег. Почему на создание телебиографии «отца телевидения» русского инженера Зворыкина на российском телевидении выделено только 50 минут и такой скромный бюджет? Владимир Козьмич достоин того, чтобы съёмочная группа проехала по «местам боевой и трудовой славы» гениального изобретателя. Наверняка живы люди, которые работали с ним. Наверняка в США и Европе есть интереснейшие видеоматериалы о нём. А если бы в документальный (или художественный) сериал о Зворыкине всерьёз «вложились» отечественные бизнесмены, то и рейтинг у него был бы рекордный, и «бабки удалось бы отбить». И польза была бы. И для отечественных изобретателей, и для властей и предпринимателей, которые, к сожалению, пока ещё не понимают, что гораздо эффективнее растить и финансировать собственных «быстрых разумом Невтонов», чем униженно выпрашивать и втридорога закупать новые технологии за рубежом.
А пока деньги и финансовая поддержка государственных комитетов по культуре и кинематографии, а также по печати и массовым коммуникациям идут на такие проекты, как 16-серийная «Одноэтажная Америка» Владимира Познера…