Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 ноября 2013 г.
  4. № 45 (6438) (13.11.2013)

«Гламурные» вампиры против Дубровского

13 ноября 2013

«Из пятисот вчерашних мальцов, быть может, один будет читать. Да, не больше». Эти слова были сказаны М. Горьким более ста лет назад. Как видим, великий читатель (это не оговорка: великий писатель – всегда и великий читатель) был не слишком высокого мнения о чтении «мальцов».

Изменилась ли ситуация с детским чтением сегодня, прежде всего с досуговым, непрограммным? Чему отдают предпочтение нынешние тинейджеры? Что можно сказать не только о количестве, но и о качестве прочитанных ими книг?

Чтение современных подростков – что за тема? Что в ней нового и тем более интересного? Известно наперёд, что дети ничего не читают. С этим согласны многие учителя, родители, учёные, писатели... Доводы самые разные: от «Мы в своё время...» до «Ваши дети ничего не читают? Ату их, ату! Да и вас заодно вместе с ними, раз ничего не сделали, чтобы читали!»

Эти аргументы – от невежества в вопросах детского чтения и от недостатка информации. На самом деле всё не так или не совсем так. Здравый смысл и наблюдения показывают, что дети всё-таки что-то читают. Может быть, не то и не так, как предыдущие поколения, но читают. Вот в этом «НЕ ТО И НЕ ТАК» и кроется суть проблемы.

Попытаемся развеять один из самых стойких мифов, связанных с чтением, и восполнить информационные пробелы. Не станем говорить ни о дошкольниках, ни о младших школьниках, ни о старшеклассниках – это отдельная тема. Остановимся на чтении подро­стков – наиболее проблемной и уязвимой группе читателей.

Опять же за всю Россию вам не скажет никто, а вот чтение московских подростков изучено достаточно хорошо. В 2011–2012 гг. оно стало предметом исследования одной из самых авторитетных организаций в этой области – Российской государственной детской библиотеки. Совместно с Московским институтом открытого образования специалисты РГДБ опросили более тысячи школьников 5–8-х классов (точнее, 1141). Понятно, что среди респондентов оказались сливки читательской аудитории, что московские дети имеют совсем другие возможности для чтения («имеют возможности» вовсе, однако, не значит, что они ими пользуются, – слишком много других соблазнов в столице). Тем не менее результаты этого последнего опроса очень показательны.

Итак, что читают современные подростки?

Начнём с жанрово-тематических предпочтений. Здесь рейтинг выстроился следующим образом: больше половины школьников предпочитают фантастику (56%), затем идут приключения (50%), весёлые книги, юмор (44%) и фэнтези (38%); треть школьников выбрали ужастики (35%) и детективы (30%). Лично для меня в этих данных нет ничего удивительного: так оно и в жизни, хотя и принято не доверять статистике.

Кстати, если вы хотите знать наверняка, что на самом деле читают подростки, задавайте вопрос не «Что ты любишь читать?» или «Назови свою любимую книгу» (хотя в анкете был и такой вопрос), а «Какая из книг, прочитанных за последний месяц, тебе запомнилась? Напиши её название». В этом случае вероятность того, что вы получите картину реального чтения, намного выше.

Приведу список книг, которые, по данным опроса, вошли в первую пятёрку «запомнившихся»: «Гарри Поттер», «Сталкер», «Метро 2033» и «Метро 2034», «Сумерки», «Маруся». Авторов не называю: знать их не столь уж и необходимо. Удивлены? (Списком, а не отсутствием авторов, разумеется.) Я – нет. Потому что каждый, кто общается со школьниками 5–8-х классов, кто время от времени интересуется их свободным, непрограммным чтением, получит приблизительно ту же картину. Удивиться могут только взрослые, давно не имевшие дел с нынешними подростками. Что ещё за «Маруся»? Что за «Сталкер» (чаще пишется «S.T.A.L.K.E.R»)? Старшее поколение знает только одного «Сталкера» – фильм по мотивам романа Стругацких. Собственно говоря, к книгам названные произведения имеют только косвенное отношение. Две из пяти имеют киноверсии, две связаны с компьютерными играми, а последняя («Маруся») – с популярным интернет-проектом «Этногенез». В общем, это не столько книги, сколько проекты.

А что же остальные «запомнившиеся»? Какие произведения являются фаворитами у нынешних детей? «Уроки французского», «Белый клык», «Робинзон Крузо», «Алые паруса», «Приключения Тома Сойера», «Васюткино озеро», «Дубровский», «Ромео и Джуль­етта»... Нетрудно заметить, что это книги либо из школьной программы, либо из списков для внеклассного чтения. А мы с вами говорим о досуговом чтении – чтении «для себя, для души», а не по приказу сверху. Именно этот вид чтения стал предметом исследования Большого московского опроса.

Особенно почему-то обидно за «Дубровского». Среди «любимых» его назвали только 1% опрашиваемых школьников (12 ответов). Такой же «рейтинг» у «Трёх мушкетёров», «Маленького принца», «Алисы в Стране Чудес», «Денискиных рассказов» и многих других хороших книг.

Говоря о круге чтения подростков десятых годов, отметим, что на вопрос, что же они всё-таки читают, вообще нельзя дать точного ответа. На самом деле это не круг, не единство, а множество маленьких и даже очень маленьких кружков и кружочков. А может быть, и атомов. Каждый читает своё, пересечений, т.е. общих книг, за исключением фантастики и фэнтези, практически нет. На языке специалистов по досуговому чтению это называется «фрагментацией и атомизацией читательского репертуара», большую часть которого составляет развлекательная литература, причём самого низкого уровня. Да, есть дети, которые читают «другое», но их так мало (13% – те, кто, по их собственному признанию, «не представляет себе жизни без книг»), что эту читательскую элиту почти никто не замечает и не принимает в расчёт (как правило, 3–4 человека на класс).

Больше всего волнует исчезновение «золотой полки». Той самой, о которой так проникновенно говорил когда-то Юрий Олеша, которая сущест­вовала почти весь XX век, а теперь вот куда-то пропала или её так потеснили, что не разглядеть и в тысячекратный читательский микроскоп. Традиционно к «золотой полке» относились: Андерсен, Даррелл, Джером, Диккенс, Купер, Линдгрен, По, Распэ, Родари, Свифт, Стивенсон, Уэллс... Из отечественных – Алексин, Булычёв, Велтистов, Волков, Драгунский, Железников, Каверин, Кассиль, Крапивин... Сегодня большинство этих авторов почти никто не читает. Приведу пример, который меня особенно поразил: по одному разу (т.е. 0,09%) были названы «Два капитана», «Дикая собака Динго...», «Тимур и его команда», «Кондуит и Швамбрания», «Мальчик со шпагой» – все мои (и не только мои) любимые книги. Те, которые с фонариком, те, которые под одеялом... Про разорванную цепь, ушедшие традиции говорить не буду – общее место, хотя от того, что общее, легче не становится...

А что же вместо «золотой полки»? Кроме уже названного «Гарри Поттера», прочно удерживающего верхние позиции всех списков вот уже полтора десятилетия, и «Маруси» – серии романов про «девочку, с которой постоянно что-то случается» (худший вариант булычёвской Алисы?), взамен – «гламурные» вампиры. «Гламурные» – не моё определение. В данном случае я выступаю лишь в роли обозревателя проведённого библиотечного исследования.

«Вампирские хроники», «Дневники вампира», «Академия вампиров» и даже «Интервью с вампиром» – похоже, нас одолела новая мания. Скажи я современному тинейджеру, что Владимир Дубровский тоже «красив и молод», как все эти Эдварды, и имеет хоть некоторые шансы воздействовать на душу подростка, – поднимут ведь на смех. Сказала. И, как ожидалось, получила в ответ, что Дубровский тоже вампир, изучали, мол, на уроке. Вампир, потому что пьёт из нас кровь, «заставляя читать про себя ту ещё чушь».

Так «гламурные» вампиры сегодня одерживают победу над «благородным разбойником». Идут в бой против Маленького принца, Сани Григорьева и даже Дениски, поскольку вампирами всех мастей зачитываются дети уже второго класса.

Обращаюсь к коллегам: вас такое положение вещей устраивает? Что мы сделали, для того чтобы повлиять на ситуацию с чтением, в особенности со свободным, внеклассным? Разве уроки литературы, несмотря на их печальную участь, в школе уже не проводятся и разве говорить на них нужно только о том, что положено по программе? Поищите в памяти хотя бы один приём (их не один десяток!), который привёл бы подростка к книге.

От вампиров к Дубровскому.

От «Сумерек» к «Планете людей» и «Маленькому принцу».

От гламура к реальной жизни.


Тэги: Детская литература Детское чтение
Обсудить в группе Telegram

Наталья Борисенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Тайна плюшевых мишек»

    11.09.2022
  • Что так и не так с «Детской Роман-газетой»?

    14.09.2020
  • О Чуковском и не только

    06.09.2020
  • Прощайте, папа Слава!

    05.09.2020
  • Собянин учредил премию Чуковского

    26.04.2020
  • Превращение в Муму

    23 голосов
  • «Тайна плюшевых мишек»

    18 голосов
  • Прощайте, папа Слава!

    17 голосов
  • Белыш и Беляш

    14 голосов
  • Высокий и чистый детский голос

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS