Повседневная жизнь России под звон колоколов / Науч. ред. А.Ф. Бондаренко. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 351 с., [16] л. ил. – (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
Книга занимательная, без лишнего пафоса патриотическая и даже поэтичная. Колоколам на Руси с незапамятных времён давали имена. А для литья требовалось немногое, главным образом земля, металл и умение мастера. Хоть и говорят «серебряный звон», но в колокольном сплаве серебра нет – малейшая его примесь резко ухудшает звучание. Серебристый цвет колокольной бронзы обеспечивает значительное, до 25 процентов, содержание олова.
Звук из колокола извлекают тремя способами: ударяя по внешней стороне колокола (так принято в Китае и Японии), раскачивая колокол при неподвижном языке (Западная Европа) и по-нашему – ударяя языком по внутреннему краю. Звонари, чтобы не оглохнуть, клали в уши ягоды: клюкву, калину, рябину.
На Вологодчине в городке Тотьме существовал не только уникальный архитектурный стиль – тотьминское барокко, – но и стеклянный колокол.
А колокола на Соловках поначалу были каменными. Новые, бронзовые колокола, столетия спустя, летом 1854 года, возвестили об отступлении английского флота, устрашённого то ли огнём трёхфунтовых монастырских пушечек, то ли мужеством защитников обители. После по высочайшему указу для Соловецкого монастыря был отлит колокол «Благовестник», украшенный изображениями батальных сцен.