Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Главное – чтобы костюмчик сидел

01 января 2007

ТЕЛЕБРЮЗГА

ИТАР-ТАССКрамольная идея персонификации, владевшая умами прогрессистов конца 1970-х, полномасштабно воплотилась на всём пространстве телерадиоэфира. 24 часа в сутки всевозможные каналы и станции голосами профнепригодных ведущих, нагло настаивающих на собственной уникальности, умиляют, соблазняют, огорошивают, оболванивают, отравляют зрителей и слушателей. Приговорённый коммуникационным взрывом к одиночеству и отчуждённости, зритель привыкает к необременительному присутствию телеведущего. 

До номинала идеи недотянули. Предполагалось, что ведущий станет собеседующим, сопереживающим – родным в каждом доме. Новые ведущие (дикторы) оказались лишь моделями с непоставленными бесцветными голосами, не обладающие дикцией, часто не имеющие представления о логических, интонационных и даже грамматических ударениях. 

Перевоплощение дикторов в ведущих замышлялось только для художественных, развлекательных и публицистических передач. Но при недостатке меры и вкуса оно захватило не предназначенный для этого жанр – информационный. И зритель получил «Новости» с эмоциональными виньетками. 

В 1973 году председатель Гостелерадио СССР С.Г. Лапин издал приказ, обязывающий всех участвующих в подготовке телевизионных передач являться на работу аккуратно одетыми и имеющими опрятный внешний вид. К лицам, не выполняющим это требование, предписывалось применять дисциплинарные взыскания как к нарушителям трудовой дисциплины. Сегодня подобный приказ рассмешил бы – о нормах приличия в одежде (и о их уместности) давно забыли. А наряду с названным приказом в последние советские годы действовал и другой – о надбавках к должностным окладам дикторов высшей категории в связи с дополнительными расходами на одежду. В хаосе 1990-х приказ потерял силу. 

Дикторы, перевоплощённые в ведущих, а также основатели нового телецеха и продюсеры методом бартера налегли на бутики. Итог: костюмированное информ-шоу. Ведущие новостей в разнообразных костюмчиках, склонив «визажные личики», скатывали слова, как пасхальные яйца по желобку. 

Сейчас несколько российских новостных каналов пичкают зрителей одними и теми же фактами и сюжетами, поданными в разных костюмах. Информационные выпуски являют собой калейдоскопы аварий, пожаров, стихий, заседаний правительства, светских раутов и научных прогнозов погоды на завтра в персонифицированном исполнении ведущих, зачастую плохо разбирающихся в существе читаемого. 

Зритель, пресыщенный слащавой персонификацией, перестаёт снисходить, зная, что информпрограмма должна констатировать факты, не окрашивая их эмоциональными оценками журналистов, а тем более ведущих.
В 2000-х персонификацию в телеинформации «подмикшировали». Но слегка.
Первый канал – это лицо, голос, идеология страны. Главная программа Первого – «Время». Музыкальную заставку, символизировавшую мощь и трудовой ритм СССР, ей вернули. Но до сих пор не вернули убедительность. 

Лицо программы – прекрасное, славянское, располагающее. Но даже в изящно строгих костюмах ведущая неубедительна. 

Главная программа державы предполагает иной тембр и совсем другую интонацию ведущего. Не персонифицирующего РАССКАЗЧИКА новостей, а убедительно СООБЩАЮЩЕГО факты. 

Любуясь Екатериной Андреевой, слышать хочется Азу Лихитченко! Тем более теперь, в контексте сводок Росстата о поступательном росте экономики страны. 

Мини-блоки с финансовых и экономических рынков, врезанные в информационные программы «России» и НТВ, как всё, скопированное через 20 лет с Запада, даёт лишь временное ощущение свежести, но не стимулирует работу мысли и экономическую деятельность. Исполнительски – это тоже разновидность информперсонификации. 

Ночной – тренажёрный для ведущих – эфир Первого выводит на свет новые голоса. Но отвечающих специфике жанра нет. В «Новостях» доминируют внешний вид ведущих и студийный модерн – дизайн. 

Костюмчики не в полоску, чтоб не рябило, припудренный нос, открытый лоб, гладкая причёска – вспомогательные элементы телегеничного образа. Главное для ведущего «Новостей» – голос, его окраска, обертоны, обезоруживающая убедительность звучащего слова. 

Ведущий государственной общественно-политической информационной программы не беседует, а вещает: ВЕДёт ВЕЩий голос. А рассказывают – в «Других новостях». 

Никто не отменит уроки дикторского мастерства Юрия Левитана, Ольги Высоцкой, Нины Кондратовой, Виктора Балашова и других классиков советско-российского телерадиоэфира.
Информационные голоса Первого канала должны быть проводниками идеологии страны. Если она возрождается как держава.

Софья УСПЕНСКАЯ-РАНЦАНЕ

Обсудить в группе Telegram

Софья Успенская

Упоминание об авторе в сети Интернет:... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS