Крамольная идея персонификации, владевшая умами прогрессистов конца 1970-х, полномасштабно воплотилась на всём пространстве телерадиоэфира. 24 часа в сутки всевозможные каналы и станции голосами профнепригодных ведущих, нагло настаивающих на собственной уникальности, умиляют, соблазняют, огорошивают, оболванивают, отравляют зрителей и слушателей. Приговорённый коммуникационным взрывом к одиночеству и отчуждённости, зритель привыкает к необременительному присутствию телеведущего.
До номинала идеи недотянули. Предполагалось, что ведущий станет собеседующим, сопереживающим – родным в каждом доме. Новые ведущие (дикторы) оказались лишь моделями с непоставленными бесцветными голосами, не обладающие дикцией, часто не имеющие представления о логических, интонационных и даже грамматических ударениях.
Перевоплощение дикторов в ведущих замышлялось только для художественных, развлекательных и публицистических передач. Но при недостатке меры и вкуса оно захватило не предназначенный для этого жанр – информационный. И зритель получил «Новости» с эмоциональными виньетками.
В 1973 году председатель Гостелерадио СССР С.Г. Лапин издал приказ, обязывающий всех участвующих в подготовке телевизионных передач являться на работу аккуратно одетыми и имеющими опрятный внешний вид. К лицам, не выполняющим это требование, предписывалось применять дисциплинарные взыскания как к нарушителям трудовой дисциплины. Сегодня подобный приказ рассмешил бы – о нормах приличия в одежде (и о их уместности) давно забыли. А наряду с названным приказом в последние советские годы действовал и другой – о надбавках к должностным окладам дикторов высшей категории в связи с дополнительными расходами на одежду. В хаосе 1990-х приказ потерял силу.
Дикторы, перевоплощённые в ведущих, а также основатели нового телецеха и продюсеры методом бартера налегли на бутики. Итог: костюмированное информ-шоу. Ведущие новостей в разнообразных костюмчиках, склонив «визажные личики», скатывали слова, как пасхальные яйца по желобку.
Сейчас несколько российских новостных каналов пичкают зрителей одними и теми же фактами и сюжетами, поданными в разных костюмах. Информационные выпуски являют собой калейдоскопы аварий, пожаров, стихий, заседаний правительства, светских раутов и научных прогнозов погоды на завтра в персонифицированном исполнении ведущих, зачастую плохо разбирающихся в существе читаемого.
Зритель, пресыщенный слащавой персонификацией, перестаёт снисходить, зная, что информпрограмма должна констатировать факты, не окрашивая их эмоциональными оценками журналистов, а тем более ведущих.
В 2000-х персонификацию в телеинформации «подмикшировали». Но слегка.
Первый канал – это лицо, голос, идеология страны. Главная программа Первого – «Время». Музыкальную заставку, символизировавшую мощь и трудовой ритм СССР, ей вернули. Но до сих пор не вернули убедительность.
Лицо программы – прекрасное, славянское, располагающее. Но даже в изящно строгих костюмах ведущая неубедительна.
Главная программа державы предполагает иной тембр и совсем другую интонацию ведущего. Не персонифицирующего РАССКАЗЧИКА новостей, а убедительно СООБЩАЮЩЕГО факты.
Любуясь Екатериной Андреевой, слышать хочется Азу Лихитченко! Тем более теперь, в контексте сводок Росстата о поступательном росте экономики страны.
Мини-блоки с финансовых и экономических рынков, врезанные в информационные программы «России» и НТВ, как всё, скопированное через 20 лет с Запада, даёт лишь временное ощущение свежести, но не стимулирует работу мысли и экономическую деятельность. Исполнительски – это тоже разновидность информперсонификации.
Ночной – тренажёрный для ведущих – эфир Первого выводит на свет новые голоса. Но отвечающих специфике жанра нет. В «Новостях» доминируют внешний вид ведущих и студийный модерн – дизайн.
Костюмчики не в полоску, чтоб не рябило, припудренный нос, открытый лоб, гладкая причёска – вспомогательные элементы телегеничного образа. Главное для ведущего «Новостей» – голос, его окраска, обертоны, обезоруживающая убедительность звучащего слова.
Ведущий государственной общественно-политической информационной программы не беседует, а вещает: ВЕДёт ВЕЩий голос. А рассказывают – в «Других новостях».
Никто не отменит уроки дикторского мастерства Юрия Левитана, Ольги Высоцкой, Нины Кондратовой, Виктора Балашова и других классиков советско-российского телерадиоэфира.
Информационные голоса Первого канала должны быть проводниками идеологии страны. Если она возрождается как держава.