За вековую судьбу театр знал разные времена, но вся его жизнь и творчество всегда были тесно переплетены с судьбой страны и республики. Став самым первым театром в Дагестане, именно он здесь явился законодателем сценического искусства, первопроходцем.
Последние 30 лет его главным режиссёром является заслуженный деятель искусств РФ, выпускник актёрского и режиссёрского отделений Высшего театрального училища им. Б. Щукина Скандарбек Тулпаров, человек, который не раз отводил от театра серьёзные удары и верен ему всей душой и сердцем.
А ведь Тулпаров возглавил коллектив в годы, когда в зале сидело не больше 20 зрителей и зачастую на сцене артистов было больше, чем публики. И один день в неделю выделялся Министерством культуры Дагестана исключительно для разбора жалоб русской «драмы», настолько там было неспокойно и проблемно. В 90-е годы прошлого столетия он смог найти возможность не просто вывести кризисный театр из тупика, но и сделать его популярным.
Первое, что предпринял новоявленный главреж, – пригласил критиков, взяв их в штат и категорически запретив хвалить себя. Так и творили в спорах, порой в ссорах, но в умении видеть главное. А постановочным дебютом – в качестве рулевого – стал «Полоумный Журден» (Мольериана) Михаила Булгакова. За основу пьесы автор бессмертной книги «Мастер и Маргарита» взял «Мещанина во дворянстве», добавив героев и сцены из других мольеровских комедий.
Но человек, который содействовал приходу нового главного режиссёра, театральный гуру республики, великолепный художник Эдуард Моисеевич Путерброт, трагически погибает, и Скандарбек Даниялович остаётся без опоры, советчика и помощника. Посвятив работу старшему товарищу, Тулпаров добивается главного – аншлага и вывески «В кассе билетов нет», что раньше для многих казалось невозможным.
Таким образом, крещение состоялось, и постановка на долгие годы прочно вошла в репертуар. И естественно, перед творческим рулевым стала задача выбора пути и поисков своего лица, при этом сохраняя национальное, но не отходя от традиций русского театра.
Дальше в афише появились «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Последние» Максима Горького, «Антигона в Нью-Йорке» Януша Гловацкого… Начали формироваться разнообразный репертуар и своя команда. Однако самое сложное было сохранить труппу во время военных действий 1994 года, многие русские тогда из республики уезжали, и театр в любой момент мог прекратить существование. Зарплаты не было по несколько месяцев, и главному режиссёру приходилось быть добытчиком, кормильцем, родным отцом. Сказать, что Скандарбек Тулпаров удобен в работе, тоже нельзя: он умеет отстаивать свою точку зрения в высоких кабинетах, и даже был период, правда, не очень долгий, когда, покинув родные пенаты из-за разногласий с высшим начальством, не без успеха возглавлял Тамбовский театр драмы. Но в 2012 году его спектакль Русского театра «Записки сумасшедшего» и актёр – заслуженный артист России Имам Акаутдинов были удостоены почётного Гран-при на престижном международном фестивале в городе Битола в Македонии. После триумфа за границей, объездив пол-Европы, «Записки…» даже пригласили показать в Малом театре.
Главным событием нынешнего юбилейного года, безусловно, станет Всероссийский театральный фестиваль «Русская сцена», который состоится в Махачкале в октябре. Фестиваль проводится с 2007 года один раз в два года. Изначально он назывался «Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа, стран Черноморско-Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья», на который приезжали и русские труппы из Франции, Германии, Швеции, Израиля. Но заграница присутствовала всё-таки больше как гостья, ведь работы других участников обязательно обсуждались, так как «Русская сцена» не конкурсный формат, а лаборатория с приглашением критиков, театроведов и скорее встреча единомышленников, людей «одной группы крови». Обычно афишу представляют 18 регионов с совершенно разными спектаклями.
Сцены из спектакля: «Чайка» (вверху) и «Мальчики» В. Розова по Ф. Достоевскому / из архива театра
К знаменательной дате театра готовится ещё и премьера по повести польской писательницы Зофьи Посмыш «Пассажирка». Это история о том, как спустя двадцать лет на океанском лайнере встречаются две женщины – надзирательница концлагеря и узница Освенцима. В постановке занята вся труппа театра, и «Пассажирка» ставится в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сам режиссёр-постановщик и автор инсценировки Скандарбек Тулпаров считает, что ситуация у Посмыш стара как мир: то, что обычно бывает после войны, когда уже в иных обстоятельствах встречаются палачи и их жертвы. Премьера планируется на 9 октября и откроет юбилейный театральный сезон.
Однако театр по-прежнему продолжает ориентироваться на русскую классику, и в этом, конечно, огромная заслуга главного режиссёра Скандарбека Данияловича Тулпарова и его команды единомышленников.