Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 мая 2024 г.
  4. № 20 (6934) (22.05.2024)
Культура

Главный ориентир – отечественная классика

В этом году Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького в Махачкале отметит свой 100-летний юбилей

24 мая 2024
Скандарбек Тулпаров

За вековую судьбу театр знал разные времена, но вся его жизнь и творчество всегда были тесно переплетены с судьбой страны и республики. Став самым первым театром в Дагестане, именно он здесь явился законодателем сценического искусства, первопроходцем.

Последние 30 лет его главным режиссёром является заслуженный деятель искусств РФ, выпускник актёрского и режиссёрского отделений Высшего театрального училища им. Б. Щукина Скандарбек Тулпаров, человек, который не раз отводил от театра серьёзные удары и верен ему всей душой и сердцем.

А ведь Тулпаров возглавил коллектив в годы, когда в зале сидело не больше 20 зрителей и зачастую на сцене артистов было больше, чем публики. И один день в неделю выделялся Министерством культуры Дагестана исключительно для разбора жалоб русской «драмы», настолько там было неспокойно и проблемно. В 90-е годы прошлого столетия он смог найти возможность не просто вывести кризисный театр из тупика, но и сделать его популярным.

Первое, что предпринял новоявленный главреж, – пригласил критиков, взяв их в штат и категорически запретив хвалить себя. Так и творили в спорах, порой в ссорах, но в умении видеть главное. А постановочным дебютом – в качестве рулевого – стал «Полоумный Журден» (Мольериана) Михаила Булгакова. За основу пьесы автор бессмертной книги «Мастер и Маргарита» взял «Мещанина во дворянстве», добавив героев и сцены из других мольеровских комедий.

Но человек, который содействовал приходу нового главного режиссёра, театральный гуру республики, великолепный художник Эдуард Моисеевич Путерброт, трагически погибает, и Скандарбек Даниялович остаётся без опоры, советчика и помощника. Посвятив работу старшему товарищу, Тулпаров добивается главного – аншлага и вывески «В кассе билетов нет», что раньше для многих казалось невозможным.

Таким образом, крещение состоялось, и постановка на долгие годы прочно вошла в репертуар. И естественно, перед творческим рулевым стала задача выбора пути и поисков своего лица, при этом сохраняя национальное, но не отходя от традиций русского театра.

Дальше в афише появились «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Последние» Максима Горького, «Антигона в Нью-Йорке» Януша Гловацкого… Начали формироваться разнообразный репертуар и своя команда. Однако самое сложное было сохранить труппу во время военных действий 1994 года, многие русские тогда из республики уезжали, и театр в любой момент мог прекратить существование. Зарплаты не было по несколько месяцев, и главному режиссёру приходилось быть добытчиком, кормильцем, родным отцом. Сказать, что Скандарбек Тулпаров удобен в работе, тоже нельзя: он умеет отстаивать свою точку зрения в высоких кабинетах, и даже был период, правда, не очень долгий, когда, покинув родные пенаты из-за разногласий с высшим начальством, не без успеха возглавлял Тамбовский театр драмы. Но в 2012 году его спектакль Русского театра «Записки сумасшедшего» и актёр – заслуженный артист России Имам Акаутдинов были удостоены почётного Гран-при на престижном международном фестивале в городе Битола в Македонии. После триумфа за границей, объездив пол-Европы, «Записки…» даже пригласили показать в Малом театре.

Главным событием нынешнего юбилейного года, безусловно, станет Всероссийский театральный фестиваль «Русская сцена», который состоится в Махачкале в октябре. Фестиваль проводится с 2007 года один раз в два года. Изначально он назывался «Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа, стран Черноморско-Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья», на который приезжали и русские труппы из Франции, Германии, Швеции, Израиля. Но заграница присутствовала всё-таки больше как гостья, ведь работы других участников обязательно обсуждались, так как «Русская сцена» не конкурсный формат, а лаборатория с приглашением критиков, театроведов и скорее встреча единомышленников, людей «одной группы крови». Обычно афишу представляют 18 регионов с совершенно разными спектаклями.

Сцены из спектакля: «Чайка» (вверху) и «Мальчики» В. Розова по Ф. Достоевскому / из архива театра

К знаменательной дате театра готовится ещё и премьера по повести польской писательницы Зофьи Посмыш «Пассажирка». Это история о том, как спустя двадцать лет на океанском лайнере встречаются две женщины – надзирательница концлагеря и узница Освенцима. В постановке занята вся труппа театра, и «Пассажирка» ставится в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сам режиссёр-постановщик и автор инсценировки Скандарбек Тулпаров считает, что ситуация у Посмыш стара как мир: то, что обычно бывает после войны, когда уже в иных обстоятельствах встречаются палачи и их жертвы. Премьера планируется на 9 октября и откроет юбилейный театральный сезон.

Однако театр по-прежнему продолжает ориентироваться на русскую классику, и в этом, конечно, огромная заслуга главного режиссёра Скандарбека Данияловича Тулпарова и его команды единомышленников.

Тэги: Театр Юбилей Дагестан
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Сокровища Дагестана

    406 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS