В Минске издана книга известной белорусской журналистки-международницы Инессы Плескачевской «Феномен Валентина Елизарьева», посвящённая гениальному хореографу, мастеру балета, народному артисту СССР Валентину Елизарьеву.
Думаю, что не ошибусь, назвав этот симпатичный фолиант, увидевший свет при поддержке Министерства информации Республики Беларусь, событием для книгоиздательской и культурной жизни страны. И не только потому, что книга посвящена балету, достойно написана и хорошо издана. Есть в «Феномене…» одна сквозная, пронизывающая весь текст, весь дух повествования черта: балет сформировал и автора книги, повлиял на журналистскую, публицистическо-исследовательскую целеустремлённость. Всегда, путешествуя по разным странам, работая на Востоке и в Европе, Плескачевская пишет далеко не только о культуре, а создаёт очерки, эссе, материалы других жанров, показывая жизнь и политику, простых людей и яркие личности управленческого толка…
С любовью к мастеру
Из вступления к книге Плескачевской: «Первыми балетами Валентина Елизарьева, которые я увидела, были «Кармен-сюита», «Кармина Бурана» и «Болеро». Они меня потрясли – ничего подобного до сих пор я не видела (ну, только если «Ивана Грозного»). Я не купила программку (у студентов вечные проблемы с деньгами), но мне всё было понятно – настолько яркой и очевидной была идея (вернее, идеи – балетов было три в один вечер). И я стала ходить в театр во все «балетные» дни – среду, пятницу и воскресенье. Сначала на все балеты, потом только на елизарьевские – они были мне куда интереснее, чем «Спящая красавица» или «Лебединое озеро», потому что после них думалось: я училась на философии, и думать было моей единственной работой. Я перестала ходить в драматический театр, потому что меня стало раздражать, что там артисты говорят: зачем слова, когда всё можно станцевать – и радость, и любовь, и счастье, и даже вечные вопросы бытия?..»
Студентка, будущий философ, ещё не журналистка, ещё не автор книги, в которой с первой до последней страницы – и любовь к балету, и высокая любовь к Мастеру, тогда, много лет назад, приносила в театр цветы, смотрела спектакли из-за кулис, подружилась со многими артистами… «И только одного человека боялась я в то молодое бесшабашное – звенящее и танцующее – время, только один человек вызывал у меня (как и у многих артистов, кстати) священный трепет, страх и немного ужаса – Валентин Елизарьев. Человек, придумавший все те балеты, над которыми я так много думала и в которых каждый раз – после стольких просмотров! – открывала что-то новое. Он казался мне почти богом – ведь в «Сотворении мира» он заставил Бога и Дьявола не только танцевать, но и пожать друг другу руки…»
Книга так страстно любящего балет автора выстроилась как хронологическое повествование о жизни и творчестве мастера, всматривающегося в действительность через призму танца. Как часто такие книги-хроносы из серии «Жизнь замечательных людей» обрекают читателя на мучительный поиск истины. Как часто такие издания свергают с ещё вчера придуманных нами пьедесталов наших героев-избранников. Тех путешественников по мирозданию, с которых ещё недавно хотелось лепить что-то и для себя, у которых хотелось брать уроки поиска смыслов, на их примере моделировать какое-то подобие… Прочитав «Феномен Валентина Елизарьева», понимаешь, что увлекло, что заставило пройти весь путь с автором и его героем. Инесса Плескачевская, как мозаику, складывала текст много лет. Но дело даже не в том, как долго она её писала. Она эту книгу Думала! Придумывала день за днём, месяц за месяцем, год за годом…
Автор «Феномена…» выстроила книгу согласно краеугольным событиям в творчестве и жизни хореографа. Хотя разве могут быть разделены у художника такого масштаба, как Валентин Елизарьев, творчество и жизнь?! Читаю страницы о балете «Сотворение мира» – и сразу будто бы попадаю в зрительный зал. Вот нахожусь рядом с Елизарьевым, который ещё только зритель и просто восхищается постановкой… Рельефность текста – она у автора книги от рельефности настоящего танца – помогает лицезреть и главного героя, и его спутников на разных этапах жизни вживую, по-настоящему.
Елизарьев и другие
Они были однокашниками – Михаил Барышников и Валентин Елизарьев. Из откровений героя автору книги: «Ум, о котором он так часто упоминает, рассказывая про Мишу Барышникова (для него он всегда мальчик Миша, добившийся всего в этой жизни талантом и упорным трудом, как для Барышникова он навсегда останется мальчиком Валей с серьёзными не по возрасту глазами), – то, что он и сегодня ценит в своих артистах больше всего. Природные данные, порода (это для Принцев, Шуты могут обойтись и без неё), упорный труд и над всем этим – ум и образованность.
– А насколько артисту балета нужны мозги?
– Без них никуда. Потому что всё, что говорит репетитор, артист должен перерабатывать, не слепо делать. Образ должен пройти через его тело, мысли, эмоции и стать его собственным продуктом, должен быть адаптирован к его индивидуальности, а не быть слепком с кого-то – «сделай так, повернись, руку протяни, руку опусти», понимаете?
– Понимаю…»
В книге много потрясающих людей. Валентину Елизарьеву, воплотившему в балете множество ярких идей, повезло на встречи, на соработничество, на совместную школу самого прочтения и постижения балета с Майей Плисецкой, Родионом Щедриным, театральным художником Евгением Лысиком (это о нём говорил Сергей Параджанов: «Львов – это творческая матка Украины, в которой родился гений – Евгений Лысик»), дирижёром Ярославом Вощаком, Юрием Григоровичем… Имён можно перечислить множество. И тех, кто повлиял на становление Елизарьева, и тех, кого он воспитал.
Жизнь большого Художника, настоящего Мастера – всегда сопротивление. И даже больше: борьба. Было в судьбе Валентина Елизарьева и такое: творческое объединение «Экран» в середине 1970-х выпускает поставленный им телефильм-балет «Фантазия» А. Эфроса (с участием М. Плисецкой). После телетрансляции руководителя Гостелерадио СССР Сергея Георгиевича Лапина просто забросали письмами. В том числе и с идеологическим подтекстом: «проникновение Запада», «растлевающее влияние на молодёжь»…
Вершины
Оглядываясь на годы, прожитые Валентином Елизарьевым в балете, видишь недосягаемые для большинства пытающихся не жить, а играть в искусстве, в театре горние вершины великого Мастера: «Кармен-сюиту» Ж. Бизе – Р. Щедрина, «Сотворение мира» А. Петрова, «Тиля Уленшпигеля» Е. Глебова, «Спартака» А. Хачатуряна, «Весну священную» И. Стравинского, «Страсти» («Рогнеду») А. Мдивани. Подробный рассказ Инессы Плескачевской обо всех его триумфах не получился бы таким ярким, не будь в книге откровенного разговора, откровенного монолога самого героя, не будь ярчайшего желания автора открыто и прямо рассказать обо всём. Например, об истории, что вместилась в главу под названием «Без театра»:
«Елизарьев верил – и продолжает верить, – что театр должен возглавлять творческий человек, а не человек с улицы. Но в Министерстве культуры думали иначе, к тому же на работу в театр решили трудоустроить трёх бывших заместителей министра, а потому к уходу хореографа с мировым именем, который отдал практически всю свою жизнь театру, отнеслись очень спокойно. «Ни чиновники Министерства культуры, ни временно исполняющий обязанности директора театра не сказали мне даже спасибо», – с горечью говорит балетмейстер. Заявление об увольнении, которое в сердцах бросил на стол Валентин Елизарьев, подписали 17 января 2009 года, для освобождения кабинета выделили полдня.
Балетная труппа была в шоке. «Последние спектакли мы выходим на сцену в слезах», – признавалась в интервью народная артистка Беларуси Ольга Гайко. Артисты говорили, что в министерстве просто не понимают, какой личности лишается белорусский балет».
К счастью, ситуация разрешилась, хотя легко говорить, совсем другое дело – прожить это. А Елизарьева не было в театре девять лет… Эта драматическая глава в книге (и драматическая глава его, Мастера, жизни) заканчивается следующими словами: «Годы спустя, уже когда Елизарьев вновь вернулся в свой рабочий кабинет на четвёртом этаже, он признается: «Я думал, что тогда ушёл навсегда». И когда мы рассуждаем о том, что (или кто) помогло ему вернуться в театр, я уверена, что это была любовь зрителей, которая стала очевидна всем, когда он выходил на любимую сцену на концерте в день своего 70-летия, – за девять лет его отсутствия зал не слышал таких оваций. Это любовь».
В дни, когда к читателю пришла эта замечательная книга Инессы Плескачевской, Мастер Балета продолжает творить: народный артист СССР, заслуженный деятель искусств БССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат премии Союзного государства Беларуси и России в области литературы и искусства Валентин Елизарьев с октября 2018 года является художественным руководителем Государственного академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
По его собственному признанию, Валентину Елизарьеву всю жизнь снятся хореографические сны...