Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 октября 2013 г.
  4. № 41 (6434) (16.10.2013)

Глазами идеалиста

16 октября 2013

Музей Москвы на Зубовском бульваре экспонирует работы Сергея Прокудина-Горского (1863–1944 гг.), приурочив событие к 150-летию пионера цветной фотографии. Если не знать дат, любой подумает, что эти снимки сделаны сейчас – сверхчувствительной цифровой камерой, а не столетие назад, с 1904 по 1915 год…

Первое, что поражает, – цвет. Его глубина, свежесть и чистота сохранены на фотографиях идеально с точки зрения реалистично­сти. Пейзажи – городские, сельские, со знаком цивилизации и без него, природные и рукотворные памятники Российской империи, а также несколько портретов – крестьян, рабочих, мастеровых, священнослужителей… Наиболее известен портрет Льва Тол­стого, сделанный 23 мая 1908 г., за два года до кончины писателя. Для этого кадра Толстой лишь на пару минут присел в аллее Ясной Поляны и не позволил сделать «ещё дубль». Снимок был растиражирован в большом количестве, принёс его автору популярность. К сожалению, негатив не сохранился, и это изображение воспроизводится только по репродукции…

Петербург и его окрестности, Вытегра и Белозёрск на севере, Бухара и Самарканд в Средней Азии, грузинский городок Боржоми, Карелия, озеро Селигер и поселения, большие и малые, раскинувшиеся вдоль берегов Волги, Торжок Тверской губернии и Можайск – вот далеко не все маршруты Прокудина-Горского, фотосвидетельства которых составили этнографический портрет страны. Эти изображения характеризуют увлечённого идеалиста, влюблённого в свою «модель», человека, глазами которого мы видим нашу страну невероятно притягательной.

14-3-41.jpgНеожиданно для самого автора видовые карточки, изданные в форме почтовых открыток, позволили ему существенно поправить своё материальное положение. В 1916 г. вышел учебник «Родиноведение» с ил­люстрациями Прокудина-Горского, но только один год он был в руках гимназистов. От революции фотограф, приближённый к императорской семье, эмигрировал во Францию, где в 1937-м на Всемирной ярмарке состоялась его первая персональная выставка. В 1948-м его дети продали архив, включавший 1902 тройных негатива, национальной Библиотеке Конгресса США, и долгие годы до наследия мастера никому не было дела. Только в 1970-е случайно в эти коробки заглянул один из сотрудников, и возвращение имени Прокудина-Горского состоялось. В 1980-м опубликована первая книга с его работами, в 1986-м была устроена первая посмертная выставка.

Уникальная технология изготовления фотоснимков заключена в сложнейшем методе цветоделения, когда одно изображение снимается трижды – через красный, синий и зелёный фильтры, а потом с получившихся чёрно-белых негативов печатаются позитивы, проекция при этом идёт через тщательно совмещённые фильтры. Цвет и по сей день «не выгорел», не побледнел благодаря эмульсии-закрепителю, чувствительной ко всему спектру, которую изобрёл сам художник. До сих пор люди, профессионально разбирающиеся в фотографии, восхищаются безупречностью работ Сергея Александровича Прокудина-Горского. Его художественный метод и созданные им снимки вписаны крупными буквами в историю фотографического искусства.

Выставка работает до 8 ноября.

Тэги: Музей Москвы
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мифология подземного города

    07.10.2020
  • Мифология подземного города

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS