Протоиерей Иоанн Тунгусов. Бросая взгляд на прожитые годы, пишу я вечности незримые черты. М. Издательство «Вече» 2017 352 с. ил. 1000 экз.
Автор – вовсе не новичок в словесности. Отец Иоанн окончил в своё время факультет журналистики МГУ и работал корреспондентом в многотиражных московских газетах. Кроме того, он уже имеет в своём активе выпущенные книги, давно раскупленные читателями. В данном случае под одной обложкой собраны его рассказы, повесть, зарисовки и воспоминания. В предисловии говорится: «Проза священников – явление особенное. Речь не идёт о житийной и сугубо религиозной литературе, речь идёт именно о художественной прозе». Тут, конечно, нельзя не согласиться, поскольку Тунгусов смотрит на мир прежде всего глазами священника, а уже потом писателя. Ведь писатель вынужден искать сюжеты для своих произведений, а для священника главный сюжет – это реальная жизнь, со всеми её трудностями, горестями и радостями. Священнику нет нужды придумывать героев, ставить их в сложные ситуации, мудрить с завязкой и развязкой истории. Он постоянно сталкивается с новыми людьми, которые делятся с ним самым сокровенным, так что не испытывает недостатка в сюжетах. Тунгусов отмечает: «…самый дивный шедевр, самое великое произведение искусства создаётся каждым человеком в своей собственной душе».
Оценивать эту книгу следует осторожно, не меряя её общим аршином. Отец Иоанн великолепно владеет словом, но использует его не для того, чтоб удивить или поразить читателя. Главное для него – показать человеческую душу, повёрнутую (или только поворачивающуюся) к Богу. Но – без морализаторства, без долгих проповедей и осуждения тех, кто ещё не готов войти в лоно церкви. Всему своё время, считает Тунгусов: «Господь способен возобновить, через огромный для человеков, но ничтожно малый для Бога промежуток времени народившееся однажды светлое чувство». При этом в книге немало текстов, которые вообще никак не относятся к религии. Вот любопытная зарисовка «Кони» – к этим животным отец Иоанн с детства испытывает симпатию: «Ещё безусым пацаном я любовался их природной, такой продуманной и прошедшей через тысячелетия статью, изяществом и грацией!.. Я любил рисовать коней. И любимой акварелью. И карандашом. И тушью. И простой шариковой ручкой, стараясь уловить редкие, дивные мгновения, когда они, кони, при беге поджимают под себя все четыре ноги!» Тут следует отметить, что издание щедро проиллюстрировано рисунками самого автора, который является ещё и самобытным художником.
Особенно хотелось бы отметить повесть о матушке Ольге, супруге Иоанна Тунгусова, не так давно покинувшей свой земной дом. «Меланома, или Мгновение и Вечность на ладони» – это настоящая история о трогательной любви, любви на всю жизнь, о крепком семейном союзе мужчины и женщины, о трагическом уходе матушки Ольги. Отец Иоанн рассказывает о том, как боролся с болезнью жены (у неё обнаружили рак), как уповал на волю Господа и как ни он, ни она не утратили веру в Бога даже перед лицом смерти. Здесь есть и светлые лирические страницы, например, те, где речь идёт о знакомстве молодых людей и зарождении чувства, есть и горькие, когда описываются последние дни матушки Ольги, но они пронизаны светлой мудростью и смирением, преодолевающими отчаяние и боль от потери близкого человека. И не знаешь, чему больше поражаешься – мужеству умирающего человека или мужеству того, кто остаётся жить...
Но о чём же всё-таки эта книга в целом? Думается, в первую очередь о самом Иоанне Тунгусове, служащем почти четверть века в подмосковных храмах, много повидавшем и пережившем в жизни. Он пишет: «Быть может, работа с воспоминаниями прольёт свет на произошедшее и поможет сделать выводы из него. И быть может, в этих выводах, как в лекарстве, буду нуждаться не только я один…» Учитывая, что его жизненный путь лёгким не назовёшь, есть в этих словах сакральный смысл. Автор продолжает: «Подозреваю, даже уверен, что таких нуждающихся – много. Ведь к обретению лекарства иногда ведёт отнюдь не острая в нём нужда». И рассказывает, рассказывает истории из своей жизни и жизни других людей – забавные, печальные, поучительные, мудрые. Сердечно и сдержанно, не перегружая текст излишней информацией, но и не скупясь на описание важных деталей и подробностей, когда это необходимо для полноты картины. Перед нами книга писателя, в полной мере владеющего всем арсеналом художественных средств. Здесь можно найти и изысканное сравнение, и неожиданную метафору. Но главное – мысли, зрелые и весомые, выстраданные, рождённые самой жизнью. Как, наверное, и должно быть у настоящего батюшки, который не только слушает прихожан, но и беседует с ними, пытаясь понять тайну человеческой природы и тайну замысла Божьего относительно каждого из приходящих.
Николай Синицын