Философия России второй половины XX века / Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: РОССПЭН, 2010. – 567 с.
Ещё недавно полосы многих изданий были переполнены статьями, авторы которых, молясь новым богам, сводили счёты со своей старой философской совестью. Им вторили вчерашние марксисты-экономисты – «чикагские мальчики», с комсомольским задором предлагавшие освободить науку (сиречь экономику) от идеологического диктата философии. «Общим местом» этих писаний была квалификация советского этапа отечественной философии в качестве «интеллектуального провала» – «шага назад» не только от русской философской мысли первой трети ХХ столетия, но и от западноевропейской марксистской традиции. Советские философы далее «догматического теоретизирования» будто бы не пошли.
Однако реальная история советской философии имеет мало общего с этими утверждениями.
Г.С. Батищев, А.Ф. Грязнов, А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, В.С. Швырев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и многие другие выдвинули ряд плодотворных идей и концептов, оказавших значительное влияние на развитие современной философской мысли. Имя Ивана Фролова в ряду ушедших, но, безусловно, выдающихся отечественных философов стоит одним из первых.
Академик Фролов играл видную роль в последние десятилетия ХХ века не только в русской, но и в мировой философии. По словам академика В.А. Лекторского, Фролов открывал «новые проблемные поля» в философии». Его исследования способствовали тому, что в нашей философской жизни возобладала антропологическая доминанта, и теперь проблематика человека пронизывает исследования в самых разных отраслях философии и науки. Фролов первым в России заявил о ценностном измерении науки, о необходимости трансплантировать этические ценности в само «тело науки».
Фролов вышел на проблему комплексного изучения человека в результате своих исследований философских и нравственно-гуманистических проблем биологии и генетики, глобальных проблем современности. Он показал, что превращение человека из субъекта в объект современной науки, включение всей планеты в орбиту человеческой деятельности создают принципиально новую ситуацию, которая ставит человечество перед выбором: каким ему быть и физически, и духовно? И быть ли ему вообще?
К середине 1970-х работы Фролова по философии биологии и генетики уже были широко известны и у нас, и за рубежом, где профессионализм российской философии науки до сих пор ценится чрезвычайно высоко. Но то, что теперь общепризнано, необходимо было создавать фактически с нуля. Роль Фролова в этом деле огромна.
Исследования по философии биологии позволили Фролову по-новому взглянуть на проблему человека, обострившуюся в связи с новыми открытиями в области генетики. Социальные и нравственные проблемы клонирования человека были подняты Фроловым ещё в статьях середины 1970-х гг. Уже тогда, отмечают коллеги и очевидцы, предложенные им решения поражали глубиной осмысления будущего.
Парадоксально, но в начале 1970-х, для того чтобы опубликовать статью под заголовком «Глобальные проблемы человечества» на страницах журнала «Вопросы философии», главным редактором которого в те годы был Фролов, потребовалось немалых усилий: отвергалась сама идея возможности возникновения глобальных проблем в социалистическом обществе. Но спустя пятнадцать лет глобальные проблемы уже изучались в наших школах и вузах, изучались «по Фролову», ибо им было разработано учение о глобальных проблемах, определены их типы и источники обострения. Фролов одним из первых в научной литературе ещё в 1981 году употребил термин «глобализация». Причём писал он не только о глобализации как о мировом процессе, но и о необходимости «глобализации мышления». Проблему человека он считал центром системы глобальных проблем.
В последний период творчества Фролов всё больше обращался к проблемам гуманизма, нравственно-философским проблемам. Он исследовал проблему человека сквозь призму гуманистической традиции русской философии и литературы. Его любимыми авторами были Лев Толстой и Достоевский, Пришвин и Владимир Соловьёв. Опираясь на эту духовную традицию, Фролов создал глубокую концепцию смысла жизни и смерти человека.
Так что Иван Фролов – наш современник, пытавшийся разгадать самую большую загадку бытия – Человека.
, доктор философских наук