Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Gloria mundi

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Лев Данилкин. Человек с яйцом: Жизнь и мнения Александра Проханова. – М..: Ад Маргинем, 2007. – 664 с

Чтобы оценить в полной мере значение блестящей книги Л. Данилкина о жизни и творчестве Александра Проханова, нужно вспомнить 90-е. Стоило развернуть в метро газету «День», которую Проханов тогда возглавлял, и люди смотрели на тебя как на прокажённого, иные отходили, пересаживались. Говорить в литературных кругах о нём как о крупном писателе значило подвергнуть себя осмеянию. С какой клеветой, поношением, ненавистью сталкивался он сам, можно только догадываться.
Биографическая книга, крупноформатная, прекрасно изданная, 664 страницы довольно мелким, но удобочитаемым шрифтом, с фотографиями – свидетельство того, что маятник качнулся в другую сторону.
Объём проделанной работы поражает воображение.
В книге представлены обильные подробности частной и общественной, литературной и политической жизни Проханова, цитаты из произведений, наброски филологических исследований отдельных аспектов его прозы, высказывания критиков, фрагменты многочисленных бесед с ним и о нём с его преданными друзьями и непримиримыми оппонентами. Всё ненавязчиво систематизировано, уравновешено, всё переплавлено в прочное, однородное повествование. Не могу сказать, что оно читается на одном дыхании, но тянет, как хороший мотор, если воспользоваться сравнением
А. Твардовского. Подкупают в этой книге исключительное чувство такта, с которым автор относится к своему герою, и какая-то подспудная грусть, источник которой не совсем ясен.
Подобная книга не могла быть написана из праздного любопытства или расчёта «погреться» в лучах чужой славы. Сколько человеко-часов потрачено на разговоры, на расшифровку диктофонных записей, на поездки по разным местам Москвы и Подмосковья, связанным с ключевыми моментами в судьбе героя, на посещение библиотек («Знакомство практически со всем, что опубликовано за последние 40 лет Прохановым», утверждает Л. Данилкин, и ему нельзя не верить), в конце концов на само написание книги! Сколько энергии, эмоций, нервов пожертвовано сопротивлению материала: ведь из такого калейдоскопического разнообразия чрезвычайно трудно создать внятный рисунок, какие усилия пришлось преодолевать с учётом того, что Проханов и сегодня остаётся для многих одиозной фигурой.
Исключительное прилежание, воля, независимость мышления – видимо, эти качества в полной мере присущи Л. Данилкину. Кроме того, подобное жизнеописание едва ли возможно осуществить, не будучи очарованным личностью своего героя. Неудивительно: загадочное, эксцентричное, трагическое явление в духовной жизни России.
В процессе работы Л. Данилкину открылась гигантская литературная, культурологическая, общественно-политическая панорама России последних десятилетий с великим множеством имён, исторических фактов, культурологических явлений. Это не только бесконечно обогатило книгу, придало ей характер серьёзного исследования, но в первую очередь расширило кругозор самого автора, дало возможность почувствовать изнутри немаловажные причинно-следственные связи в современной отечественной литературе. Теперь его уже нельзя воспринимать снисходительно как надменно-капризного обозревателя глянцевой «Афиши».
Л. Данилкин задаётся вопросом, что было бы, если бы в 90-е Проханов возглавил оппозицию и предъявил претензии на официальную власть в государстве, и фактически упрекает его в нерешительности, в недооценке своих возможностей. «История ещё предъявит Проханову счёт, – цитирует он в связи с этим политолога Ст. Белковского, – по которому ему нечем будет расплатиться».
Собственно, это небеспочвенные споры. Истеблишмент давно воспринимает Проханова как общественного деятеля, в лучшем случае как политического писателя. С одной стороны, сам Проханов даёт для этого великолепные поводы, с другой – творчество рассматривается в современной России как приложение к политике.
Нас интересует прежде всего Проханов-писатель, Проханов-художник.
Биографический жанр не предусматривает серьёзных художественных оценок, позволяет уклоняться от прямого литературного анализа. Возможно также, что автор не совсем уверенно чувствует себя в роли судьи. Но не в роли сыщика. Л. Данилкин обладает прекрасным чутьём, оно проявляется, в частности, в зорком внимании к фигуре Игоря Дедкова и тому, как настороженно ещё в 70-е годы встретил покойный критик творчество Проханова. Избегая чрезмерного славословия в адрес главного героя, Л. Данилкин щедро одаривает лестными эпитетами эпизодических персонажей книги. То и дело звучит характеристика «проницательный» – иногда, правда, спорная. Кто заслуживает её в полной мере, так это Игорь Дедков, мгновенно рассмотревший в Проханове врага своей морально-эстетической линии, и неприятие он сохранил до конца дней (об этом свидетельствуют его предсмертные дневники).
Игорь Дедков был проповедником гуманистических ценностей, в известной степени защитником «маленького человека», строгим попечителем деревенской прозы. К живописанию машины, электростанции, космической ракеты, батальных сцен, политических интриг он относился крайне настороженно – и только ли из моральных соображений? Творческое мышление этого одарённейшего критика как бы застыло на полпути, не перешагнуло «красные флажки», расставленные советской идеологией. Но если вникнуть в его критическую мысль и продолжить её, то станет очевидным: психологизм, глубина запечатлённого в художественном произведении человеческого опыта, а следовательно, попытка победить узкое «своё время», стать «над временем» – вот задача художника. Апелляция к этическому критерию является только одним из способов напомнить об этой задаче. Экстравертное изображение текущей истории, не влияющей качественно на врождённые человеческие пороки и добродетели, вызывало закономерное недоверие Дедкова к Проханову-художнику.
Проханов обладает поразительной способностью вдохнуть жизнь в вещественные символы эпохи, по мановению его магического пера бесцветное взрывчатое вещество превратилось в живую субстанцию, символ коллективного сознания. Тот факт, что все сюжеты привязаны к конкретным политическим коллизиям, отталкиваются от них и ими заканчиваются, сам по себе не может служить упрёком: фабула у А. Проханова часто имеет самостоятельную, художественно обоснованную завершённость. Но ни одного героя полностью «одушевлённого», из крови и плоти, который был бы интересен не с узковременной, а с человеческой точки зрения, вне исторических эпох и политических формаций.
Феномен Проханова – это прежде всего феномен языка, исключительный, неиссякаемый метафорический дар. Не желая впадать в мистические настроения, я всё-таки сомневаюсь, что это «дар напрасный, дар случайный», не сопровождённый какой-то особой задачей. Распорядился ли им Проханов в соответствии с вменённой миссией или растратил большей частью на живописание красоты и безобразия внешнего мира, т.е. на всяческую суету сует? В сущности, приговор ему как художнику суд вечности вынесет исходя именно из этого обстоятельства.
Косвенное подтверждение этому связано с романом «Господин Гексоген».
Несомненно, это одно из лучших произведений в новейшей отечественной литературе, что не все признают, но почти все чувствуют.
Позволю себе одно личное отступление. Был декабрь 1994 года, кажется, второй день чеченской войны; в Литературном институте, где я тогда учился, почти срывались лекции; и профессора, и студенты – мы все были в каком-то отупении от кровавых сводок, от острого, до отчаяния, чувства несправедливости этой войны. Потом я вышел на Тверской бульвар и оказался вдруг среди оргиастического веселья, невиданного маскарада, стояла какая-то машина с мощной музыкальной установкой, люди в медвежьих и лисьих масках дурачились, пританцовывали на снегу; площадь захлёстывал неутомимый поток лакированных автомобилей, над Пушкиным проносился огненный вихрь рекламы, замирал на мгновение и вспыхивал с новой силой, у подземного перехода и ниже, на ступеньках, суетился блошиный рынок; я плёлся в метро, не хотелось жить.
Эта чудовищная, иррациональная полифония бытия в России 90-х невыразима какими-либо традиционными художественными методами. Только прохановский безбрежный «галлюциноз» (совершенно «неакадемический», но меткий, достойный зависти термин Л. Данилкина), метафоризм, минующий логику и воздействующий на подсознание, трагическое чувство гротеска позволили уловить особый духовный состав эпохи. Её стиль и стиль произведения как бы совпали. Роман несёт в себе черты религиозной распри с укладом, которому тогда подчинялась страна; текст, наполненный вопиющей злободневностью, парадоксальным образом переплавляется в нечто надвременное. В первый и пока в последний раз в его творчестве.
Думаю, в истории литературы нет ни одного сколько-нибудь серьёзного автора, который бы не испытал сомнения в смысле создаваемой книги. Вероятно, оправдываясь перед самим собой, Л. Данилкин то ли неосознанно, то ли умышленно упоминает Гёте и Эккермана. Боюсь, у многих это вызовет саркастический смех.
Собственно, однородность повествовательной ткани, о чём я говорил выше, достигается не в последнюю очередь методом редуцирования, о житейских мелочах и вещах грандиозных рассказывается, в сущности, одной и той же интонацией. Из Макдоналдса под окнами квартиры писателя на Тверской рукой подать до Гёте. У автора книги отсутствует чувство ранга явлений; её герой грешит тем же самым. Это «сродство душ» и наполняет книгу своего рода гармонией. 

Илья КИРИЛЛОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS