В Рахманиновском зале Московской государственной консерватории не так давно состоялся весьма примечательный (при всей, казалось бы, явной «скромности» мероприятия) концерт хора «Глория» Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Этот женский камерный хор, сравнительно небольшой по своему составу, имеет тем не менее исполнительскую жизнь значительно более богатую, чем иные филармонические и профессиональные хоры в России: гастроли коллектива регулярно проходят не только у нас в стране, но и за её пределами – в Польше, Чехии, Германии, Франции, ряде скандинавских стран. Хор при поддержке университета выпустил не один диск со своими записями. Концерт «Глории» в Москве, состоявшийся 27 февраля на престижной столичной площадке, – закономерный результат высокой исполнительской культуры, которую создала и поддерживает руководитель хора Марина Жулябина.
В программе концерта – духовная музыка России и Западной Европы. Но репертуар не отличается рутиной: наряду с прочно вошедшими в концертный обиход хоровыми сочинениями Моцарта, Каччини, Чеснокова, Веделя, Бортнянского присутствуют сочинения Пахельбеля, Бриттена, Балакирева, наконец, музыка нашего современника – костромича А. Документова. Такое отношение к репертуару сразу показывает кругозор и культуру исполнителей. Как всегда, замечательно звучал голос солистки Елены Александровой, который на концертах превращается буквально в музыкальную и душевную составляющую всего звучания.
Но акцент хочется сделать немного на другом. Благодаря чему обычный студенческий университетский хор достиг такого исполнительского расцвета? Конечно, благодаря дирижёру и певицам. Но им было бы очень нелегко существовать, и репетировать, и гастролировать без поддержки администрации Костромского университета и в первую очередь его ректора – Николая Михайловича Рассадина. Обычно – и это очень несправедливо – в тени музыкальной славы остаются люди, без которых этой славы попросту не было бы: Балакиревы, Беляевы, фон Мекк, Мамонтовы и многие другие их коллеги и соплеменники в истории русского искусства. Хорошо, что и в наши противоречивые дни, когда государство объявило чуть ли не войну академической культуре, есть подвижники, благодаря которым отечественное хоровое исполнительство живёт и вопреки всем трудностям времён продолжает радовать сердца слушателей и делать мир чуточку краше.