Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 августа 2013 г.
Литература

Глубокие мысли точными словами

27 августа 2013

Юрий Поляков. Гипсовый трубач. – М.: АСТ, 2013. – 1088 с. – 2000 экз.

«Гипсовый трубач», ранее печатавшийся частями (первая вышла в 2008-м, вторая – в 2009-м, а третья – в 2012-м), вышел в новой авторской редакции, «серьёзно исправленной и смешно дополненной», где собраны все части. А также есть не менее увлекательное, чем роман, эссе «Как я ваял «Гипсового трубача». Автор признаётся: «Впервые в своей литературной жизни я решил написать «свободный роман», пространный, воздушный, насыщенный разговорами, вставными новеллами, сюжетными ответвлениями, отступлениями». 

Так и получилось. Читать «Гипсового трубача» можно с любого места: на каждой странице найдёшь занятный афоризм, неожиданную мысль, свежий эпитет, внезапное и вместе с тем верное сравнение. Например, такое: «Мир тесен, как новый полуботинок»; «Женская верность – такой же каприз, как измена». Или уже более серьёзное, обломовское: «Русские люди безалаберны. Они могут воспользоваться своим талантом лишь в том случае, если талант больше их безалаберности». А вот одна из максим, коих в «Гипсовом трубаче» немало, автор – полувымышленный поэт-философ Сен-Жон Перс, персонаж закадровый, но выстраивающий, по сути, смысловую канву текста: «Правда – продукт скоропортящийся и длительному хранению не подлежит!»
О чём вообще роман? Это сатирический и в то же время глубоко патриотический эпос о России, о том, что с ней происходило и что происходит, о том, как больно и смешно жить в этом абсурде и невозможно ни примириться с ним, ни преодолеть его. Хотя нет, преодолеть можно, правда, пока только на художественном уровне. В основе сюжета – пародийное обыгрывание реалий современного общества и недавнего советского прошлого – от общих явлений, таких как коррупция, рейдерство, извечное на Руси воровство, до конкретных личностей, от известных писателей и телеведущих до чиновников высокого ранга, кои легко угадываются за изящно изменёнными фамилиями. А любовь? Любовь само собой, её в романе даже с избытком. 
Социальная чувствительность, точная образность, тонкий психологизм, богатая ироническая палитра, умелое и уместное использование такого приёма, как гротеск, композиционная свобода и изысканность – вот что характеризует сразу узнаваемый творческий почерк Юрия Полякова. 
Есть в романе любопытная максима о четырёх типах писателей: «Первые, их большинство, записывают заурядные мысли случайными словами. Вторые для заурядных мыслей находят-таки точные слова. Третьи глубокие мысли излагают случайными словами. И лишь четвёртые, а их единицы, способны выразить глубокие мысли точными словами». Откройте «Гипсового трубача», и вы сразу поймёте, к какому из четырёх типов принадлежит автор.

Тэги: Юрий Поляков
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лия из «медового» Мегри

    17.11.2021
  • Гуппешники

    24.08.2021
  • Обожжённая душа

    06.07.2021
  • «Словно ветром задуло костёр...»

    29.06.2021
  • Мужество мысли

    27.04.2021
  • Желание быть русским

    160 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
  • Светлого будущего нам не обещают

    88 голосов
  • Ё-мобиль и перелётная элита

    80 голосов
  • Левиафан и Либерафан

    79 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS