Видно, кому-то сильно поднадоела рязановская кинокомедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром», которая с 1976 года радует зрителей в новогодние праздники. А и то! Сколько можно смотреть на Мягкова и Брыльску, Буркова и Ахеджакову, Ширвиндта и Яковлева, Белявского и самого Рязанова? Видеть эти заметённые снегом похожие друг на друга улицы и дома обеих столиц… Слышать эти песни…
И вот режиссёр Алексей Кра-сов-ский, уже засветившийся фильмом «Коллектор», решил снять чёрную комедию «Праздник» (так анонсируется название).
Как вы догадались, речь о новогоднем празднике. Ну и пусть бы человек посоперничал с Рязановым – вдруг получится, и мы то-гда поздравим его самого, актёров (в ленте заняты, например, сын О.П. Табакова Павел Табаков, Алёна Бабенко из «Современника») и всех нас с достойной заменой признанного шедевра. Будет ли так?
Действие фильма разворачивается в блокадном Ленинграде. Конечно, и во взятом в кольцо городе продолжалась жизнь, люди и смеялись, и влюблялись, и ходили на концерты, а не только выпускали для фронта снаряды и танки. Кто-то работал на победу, а кто-то мародёрствовал. Всякое было. Но можно ли снимать комедию, пусть и чёрную, о городе, который мог быть попросту уничтожен?
Впрочем, осенью 1941 года «благородный» фюрер приказал генералу Леебу не брать город с боем, а только взять в блокаду, чтобы измором заставить его капитулировать. Это выполнялось. Как раз после «новогоднего праздника», в январе и феврале 1942 года умерли от голода, болезней, погибли соответственно 126 989 и 122 680 тысяч ленинградцев, и это по неполным данным. Это были самые смертоносные месяцы. Всего же по данным, представленным, в частности, на Нюрнбергском процессе, число потерь среди граждан составило в Ленинграде 649 000 человек (без учёта потерь жителей пригородов), однако большинство исследователей считают эти цифры очень заниженными.
Вот уж действительно «повод для комедии»!
Как всегда, найдутся те, кто будет говорить «а вы ещё ничего не видели», «а может, там будет шедевр» и, конечно, о том, что есть «свобода творчества»… Ещё недавно то же талдычили в связи с «Матильдой» А. Учителя, которая хоть и провалилась в прокате, но не сильно повлияла на выделение ему средств на новые фильмы. Немало защитников и у режиссёра К. Серебренникова. Кто-то просто слёзы льёт, что он по сей день под домашним арестом, кто-то «голосует сердцем», чтобы отметить его театральной премией, и она ему присуждается.
Не успели возомнившие себя «богами в коротких штанишках» футболисты Кокорин и Мамаев отсидеть по неделе в СИЗО за мордобой в центре Москвы, как всё звонче раздаются голоса «понять и простить» «оступившихся» молодцев. Ну провели ночь (это спортсмены-профи!) в стрип-клубе, ну не сдержались, ну переборщили, но не убили же никого и в целом «хорошие ребята». Почти забыто, как те же персоны несколько лет назад под видеозапись (какие, мол, крутые!) разгульно отмечали позорное поражение сборной, выбросив две сотни тысяч евро на шампанское.
Короткая у нас память и ноль общественной реакции. Имеется в виду не шум в Сети и в медиа (их-то через край), а некие гражданские требования.
Кто-то успел назвать мордобой «Мамаевым кокорищем» по ассоциации с Мамаевым побоищем, Куликовской битвой 1380 года. Едкое, саркастичное сравнение. Но если обратиться к реальной истории, та битва закончилась решающей победой русских войск и открыла путь к восстановлению единства Руси и будущему свержению ордынского ига. Тут же было заурядное побоище, где зарвавшиеся молодчики размахивали кулаками и стулом. Просто позорище!..
Умопомрачение, отход от всяких моральных норм и божьих постулатов человеческих взаимоотношений становятся едва ли не нормой. Очень опасная тенденция. Простить, конечно, можно, особенно искренне раскаявшегося человека. Но вот этого пока не видно. Съёмки же «Праздника» окончены. Глядишь, шум пройдёт, пиар останется, прокатное удостоверение выдадут...
Владимир Сухомлинов