Евгений Харитонов. Апокрифы Зазеркалья: этюды о фантастике / Авт. предисл. А. Бачило. – СПб.: Группа компаний «АУРАИНФО&ГРУППА МИД», 2020. – 336 с. – 1000 экз. – (Лезвие бритвы).
Историк литературы и кино, поэт и музыкант Евгений Харитонов за годы своей творческой деятельности приобрёл стойкую репутацию знатока дореволюционной российской и ранней советской научной фантастики. Он отлично разбирается в фантастической литературе в целом, а также является уникальным специалистом в некоторых её разделах – например, в истории болгарской фантастики.
Особый интерес Е. Харитонова к истории отечественной фантастической литературы зиждется на вполне похвальном стремлении продемонстрировать, что она успешно развивалась наравне с мировой фантастикой.
В текстах автора «Апокрифов Зазеркалья» нет той легковесности и сиюминутности, которой подчас грешат сочинения многих литературных критиков, берущихся говорить о жанровой литературе. В них видна мощная базовая подготовка филолога и литературоведа, способного посмотреть на изучаемую книгу «с точки зрения вечности». А благодаря несомненному литературному дару Е. Харитонова его экскурсы в самые отдалённые «временные глубины» литературного процесса никогда не бывают утомительными и скучными.
Один из интереснейших вопросов в любой познавательной книге – это вопрос: «А знаете ли вы?..» Вопрос такой возникает как бы походя, но надолго застревает у читающего в памяти... А знаете ли вы, что идею акваланга и гидрокостюма придумал вовсе не Жюль Верн (как утверждают справочники), а наш соотечественник – популярный писатель первой половины XIX века Фаддей Булгарин? А знаете ли вы, что первое специализированное издательство фантастики появилось не в США, а в Болгарии? А знаете ли вы, что раньше всего собрание сочинений Герберта Уэллса вышло в свет не в Англии, а в России?.. Подобных интереснейших сведений в сборнике предостаточно.
Однако не нужно думать, что Е. Харитонов – знаток лишь частностей и курьёзов многосложной и длительной истории фантастики. В сборник вошёл комплексный труд автора «Русское поле» утопий», где он анализирует развитие этого направления фантастической литературы на протяжении трёх столетий: история утопических конструктов, воплощённых в текстах российских и советских писателей, читается легко, почти как захватывающий детектив о «приключениях одной навязчивой идеи».
Для многих вполне искушённых читателей сведения из сборника «Апокрифы Зазеркалья» могут стать настоящим открытием. Ведь даже специалисты (особенно в том, что касается смежных областей науки) нередко оказываются в ситуации «что-то забыл, а чего-то никогда и не знал». Например, я лично с огромным интересом прочитал последнюю (третью) часть сборника – «Девятое искусство» (по сути – обобщающую статью), посвящённую истории фантастического комикса.
Известная писательница Далия Трускиновская в отзыве на «Апокрифы Зазеркалья» заметила, что Харитонов создаёт «параллельную историю» литературы. Это утверждение, на мой взгляд, не совсем верно. Евгений Харитонов делает более важное дело: он значительно расширяет историю мировой литературы, наполняя её удивительными подробностями, делая более яркой, причудливой и захватывающей.
Глеб Елисеев