Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2014 г.
Настоящее Прошлое

Глянцевый вариант

15 января 2014

Леонид Парфёнов. Российская империя. Екатерина II, Павел I. – М.: Эксмо, 2014. –192 с. – 10 000 экз.

Лет пятнадцать назад у нас золотой запас был почти как в Албании, дороги – почти как в Танзании, а телевидение – ну почти как в США. Вся страна горит огнём, а в уютной студии улыбается Леонид Парфёнов – обаятельный нахал, как будто спрыгнувший со страниц журнала «Бурда-моден».

Уже тогда он увлекался историей: выпускал телеочерки, посвящённые послевоенной истории СССР, – по годам. Сценаристов и консультантов объединяло одно: нескрываемое презрение по отношению к советской цивилизации. В кадре работали либеральные «мудрецы» – Егор Гайдар, Сергей Караганов и Анатолий Стреляный. КПСС уже не была правящей партией, и они, избавившись от партбилетов, стали бескомпромиссными антикоммунистами.

Но получилось у них, как в песне Леонида Дербенёва: «Сделать хотел грозу, а получил козу». В кадре проглядывала советская реальность – и она (несмотря на язвительные комментарии Гайдара) выглядела выигрышно по сравнению с погорелыми 90-ми. В книжном сериале Парфёнова «Российская империя» сценаристы и консультанты указаны только на последней странице – как участники телевизионного проекта. Как будто книгу Парфёнов писал в одиночестве! Ну, да никто не в обиде. Грустно, что на суперобложке столь монументальной книги фамилию автора вывели с ошибкой: без буквы «ё», огорчительная небрежность издателей.

Перед нами том, посвящённый второй половине XVIII века. Время – ключевое для империи. Расцвет рационализма, армейского духа во всём. Время гигантов, утончённых мыслителей, но ещё не лишённых простодушия: Ломоносов! Фонвизин! Суворов! Прорывная эпоха воинской державы, когда, по выражению князя Безбородко, «ни одна пушка в Европе без соизволения нашего выстрелить не могла».

Героев той могущественной империи мы вроде бы видим во всей красе. Иллюстрации подобраны с выдумкой, даже удалось адаптировать к полиграфии некоторые телевизионные приёмы. Рядом с парадным портретом императора видим фотографию актёра Яншина, игравшего роль Павла Первого в кинофильме «Поручик Киже». В вёрстке этой книги таких находок немало. Без них вряд ли мы бы досмотрели книжицу до конца.

А текст... В самый раз для иллюстрированного журнала, в котором рядом с историями миллиардеров и рок-звёзд сервируют и подают к столу «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней». Слишком много непереваренного пересказа энцикло- и Википедии. И не разглядеть сразу, где же мысли телемэтра, поставившего на суперобложку свою кассовую фамилию?

Если нет идей – последим за фигурами умолчания. Вот польская кампания 1794 года. Редакторы слегка напутали с датами, и этот год там почему-то даже не упомянут, говорится о 1793-м и 1795-м. У Парфёнова получается, что Тадеуш Костюшко начал борьбу с русскими захватчиками после раздела страны, когда Польша потеряла большую часть исконной территории. Интересная версия, так и пахнет от неё духами «Быть может...». А началось-то всё с того, что генерал Мадалинский напал на русский полк, устроил резню... Король, всем обязанный России, остался вне игры, а диктатором восстания признали Костюшко. Ничего не сказано о взятии Праги – укреплений в варшавском предместье. А без этого сражения непонятными выглядят слова Суворова, принявшего ключи от Варшавы: «Боже, благодарю тебя, что эти ключи не так дорого мне достались, как...» Конечно, не мог Парфёнов назвать главную причину кризиса польской государственности: безудержное увлечение демократией.

Удивительно: иллюстраций море, верстальщики играют шрифтами, материал – благодатнее не бывает. Но автор не увлечён рассказом и героями! Хочется то ли восторга, то ли ниспровержения. А тут получается досуг возле аквариума, в котором лениво плавают двойники монархов, полководцев и бунтарей.

Среди «претендентов на престол» назван один из известнейших героев века – Емельян Пугачёв. О природе бунта, о возрождении русской Смуты в XVIII веке ничего не сказано. А ведь его воспринимали как господню кару. Там даже пропагандистская война завязалась между генералом Бибиковым и Пугачёвым.

Суворов возникает тут и там: первой шпагой империи он оставался и при матушке Екатерине, и при Павле. Но стратега, мечтавшего опрокинуть Османскую империю и пресечь Французскую революцию, мы не видим. Суворов, как никто, знал толк в иронии, и писать про него иронически не получается... Но как ухитрился Парфёнов, рассказывая об Итальянском походе Суворова, не назвать ни одного из трёх победных генеральных сражений? Среди консультантов вижу Александра Боханова. Недосмотрел историк. А ведь всё так просто, сам Суворов сформулировал: «Адда, Треббия, Нови – сёстры». Да и пиковое по напряжению сражение Швейцарского похода (Муттенская долина) не названо.

О Потёмкине написано торопливо и несправедливо – как о фаворите и поставщике любовников. Между тем именно с его деятельностью связано становление России как настоящей империи. Вот уж кто умел сказку делать былью, создавая города, флоты, армии... Вплоть до советского времени не было в России столь яркого управленца. В книге Парфёнова есть два отменных портрета князя Таврического, но нет достойного словесного портрета этого политика, полководца, рыцаря империи. Судьба Потёмкина – своеобразный урок, как молодую империю превратить в сверхдержаву. Потёмкин – это тайное и явное противостояние с Британией и Францией за роль первой скрипки в европейском оркестре. Парфёнову этот сюжет показался второстепенным.

А что же на первом плане? Отзвуки пересудов, светских легенд, сухие сведения о сражениях, за которыми не видно исторического пути державы. Не хватает экранного подмигивания зрителю: так, бывало, скосишь глаз – и всем кажется, что сказанул нечто многозначительное. А тут – ни музыки, ни огоньков.

Глупо требовать от Парфёнова научных доблестей, мы в этом смысле и не придираемся. Он избирает стиль то иронически настроенного, то наивного наблюдателя. Под этой маской можно сделать немало. Но сколько раз твердили миру, что популяризация – дело серьёзное, а не побочный продукт проекта.

Книга издана с размахом, но в тексте вы не увидите размаха победного русского XVIII века. А для издателей здесь важны только два слова: имя и фамилия модного джентльмена на обложке. Другого смысла в этом фолианте нет.

Арсений АЛЕКСАНДРОВ

Тэги: Российская Империя
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • СССР – не РИ

    04.09.2022
  • Российская империя в ГИМе

    26.11.2021
  • Цирк на Суре

    21.11.2020
  • Романовы были русскими

    02.06.2020
  • Генерал и водка. Грезы Руслана Хомчака

    27.05.2019
  • Романовы были русскими

    263 голосов
  • СССР – не РИ

    63 голосов
  • Заговор верхов, или Тотальный переворот

    47 голосов
  • Цирк на Суре

    32 голосов
  • Генерал и водка. Грезы Руслана Хомчака

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS