Власть обязана ответить на вопрос: «Что мы строим?»
Сегодня очевидно, что Россия подошла к новой фазе своей истории. Что ждёт её там? Время требует совместных усилий государства и общества. Однако «низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу» может стать помехой этому. Более того, к социальным невзгодам добавился духовно-психологический кризис, связанный с крушением прежних «дум и вер», уничижением нашей истории. А теперь ещё и кризис! Не вкусив «достоинств» капитализма, мы познаём его «прелести». Налицо отсутствие ориентиров движения – куда идём, что строим? Как отчеканил Фазиль Искандер, «страна потеряла сюжет своего существования».
Реформы в России зачаты по западным образцам с ориентацией на «их» институты и ценности, которым приписываются качества общечеловечности и способность приживаться на любой почве. Однако на российской земле всё пошло иначе. Одна черта нашего характера – «во всём доходить до крайности, до пределов возможного» – тотчас обрушила на страну лавину «крайностей».
Либерализация экономики обернулась нелегитимной приватизацией и сильнейшим социальным расслоением. Свобода предпринимательства – олигархатом, офшорами, подставными и однодневными фирмами, бесчинством перекупщиков и посредников. Конкуренция – диктатом монополий, угнетением малого бизнеса и рейдерством. Демократия – однопартийностью. Коррупция пропитала всё и вся, искусила правоохранительные органы – и теперь чёрт ей не брат…
У японцев есть подначка: «Выруби сад – расширь кухню». Это о наших 90-х.
На фоне этого шабаша идёт отчуждение от России граждан, причисляемых к элите. Покидая государственные поприща, они усаживаются в кресла с хорошим кормлением, оказываются владельцами немалой собственности и сразу начинают петь другие песни: «Мы платим налоги и больше ничего никому не должны». Многие вовсе порывают с Россией: вьют гнёзда в зарубежье, там рожают и обучают детей, выправляют им другое гражданство. Это уже не дети России.
Перерождение это или помрачение и надолго ли – покажет время.
Российская интеллигенция от политики давно замечена в творческой несамостоятельности, в склонности «получать легитимизирующие санкции со стороны передового Запада», как писал замечательный философ Александр Панарин. За последние 100 лет Россию потрясли две революции. Обе – продукт западной мысли, обе пытались изменить нашу жизнь и идентичность в угоду своим теориям-идеологиям. В последнем случае из двух версий либерализма – «для собственного потребления» (когда рынку не чужды ни плановость, ни социальные озабоченности) и «на экспорт» – наши реформаторы предпочли вторую, придав ей истинно «русский революционный размах» и крайнюю степень бессердечия. Сегодня, когда замыслы «заграницы» относительно места и роли России в мире во многом прояснились, пора трезво взглянуть на разбросанные «камни».
У нас собственность сама для себя. Эта отчуждённость заложена в Конституции: «Право частной собственности охраняется законом». Однако в ряде государств охранительные формулировки имеют обременяющие дополнения.
Например, в Конституции Италии: «Частная собственность признаётся и гарантируется законом, который определяет способы её приобретения и пользования, а также её пределы с целью обеспечения её социальной функции и доступности для всех».
Конституция Турции: «Осуществление права собственности не должно противоречить общественным интересам».
Конституция Японии: «Право собственности определяется законом, с тем чтобы оно не противоречило общественному благу».
Конституция Испании: «Все виды богатства страны… независимо от собственника, служат общим интересам».
Наконец, в Конституции Германии социальная функция собственности выражена в наиболее законченной форме: «Собственность обязывает. Её использование должно одновременно служить общему благу».
Около 30 лет назад автоконцерн «Крайслер» (США) был на грани банкротства. Его президент, видя спасение в жёсткой экономии, призвал всех работающих временно снизить свои ставки на 1 доллар в час. Себе же положил 1 доллар в год. Свой шаг он назвал «равенством жертв». Люди поверили, компания была спасена.
А вот действия нашего «менеджмента». В 2007 году в РАО «ЕЭС России» ввиду его предстоящей ликвидации были одобрены единовременные выплаты топ-менеджерам, увольняющимся по собственному желанию. На этом основании 19 «топов» получили «отступных» («золотые парашюты») свыше 650 миллионов рублей – годовое жалованье более 4000 среднезарплатных работников.
Сегодня эта несправедливость выступает в ещё более циничной форме – выплачиваются бонусы финансовым руководителям, причастным к кризису и даже виновным в нём. Власть осудила это асоциальное повеление. И что дальше? Ничего.
Согласно Конституции, «Россия – социальное государство». Однако большинство россиян вряд ли, думаю, с этим согласны. Не строится ли у нас по умолчанию государство «золотого миллиона»?
Неверие в социальность государства – одна из главных, как нам кажется, причин демографической пассивности россиян, в особенности русских. Условие существования большой семьи – это уверенность в будущем, которая ассоциируется со стабильным ростом качества жизни, справедливостью государства и человечностью общества.
Но за годы реформ эти веры утрачены. Да и как иначе, если цены на жильё, тарифы, налоги тянутся к мировым, а зарплаты, пенсии, пособия остаются российскими. Если рост цен одинаково бодро объясняется как взлётом, так и падением стоимости нефти. Если «большинство населения не понимает смысла реформ 90-х годов». Если масса людей разочаровалась в демократии как пути для России, если очень много пассивных и замкнувшихся… А ведь ещё немало и тех, кто полагает, что вряд ли стоило вообще затевать «всё это». Сегодня ералаш в ценностях таков, что не поймёшь, какие из них исповедовать самим и какие вкладывать в души детей? И уж совсем не ясно, что ждёт их в совершеннолетии!
Четверть века страна живёт и трудится, испытывая лишения, неся потери и принося жертвы. Люди вправе получить наконец ответ на вопрос: «Что же всё-таки мы строим?» Власть обязана его дать.
, кандидат технических наук, ведущий сотрудник Института макроэкономических исследований