Неудивительно, что в Год литературы речь должна идти прежде всего о книге. Хотя бы – в Год литературы. А вообще-то и в любой другой год тоже. Должна быть возможность не сказать даже, а прокричать: без подлинной литературы, без генетического, из поколения в поколение уважения к книге не было и нет России – сильной, процветающей, духовно крепкой, той, которой страшны не санкции, а интеллектуальное оскудение собственного народа, потеря целого нечитающего поколения.
Хорошие авторы сегодня есть, есть и замечательные книги. Только вот всё труднее становится донести их до читателя, особенно до читателя из провинции, из наших республик. Книжные магазины – великие духовные магниты – вымирают один за другим, как несчастные российские деревни; место настоящей литературы занимает агрессивный, приносящий скорую коммерческую прибыль масскульт; думающих и чувствующих людей – цветаевские «глотатели пустот». Как остановить это? Как сделать так, чтобы книжные магазины перешли из ниши торговли в нишу культурологическую, поддерживаемую и оберегаемую государством? Именно об этом «ЛГ» начинает особенно насущную в Год литературы дискуссию. Один из ярких борцов за сохранение книжных магазинов – генеральный директор сети книжных магазинов «Московский дом книги» Надежда Михайлова – открывает дискуссию. С Михайловой, кстати, недавно произошёл курьёз: она по странным и необъяснимым причинам не была допущена на заседание оргкомитета по Году литературы, где собиралась выступить с весьма острым докладом...
Что же должно произойти с Россией, со всеми нами, чтобы, несмотря ни на что, мы отстаивали истинные ценности, а не довольствовались суррогатами и спокойно смотрели, как самая читающая страна в мире превращается в почти не читающую?
В России есть всё – и великие авторы, и многовековое литературное наследие. И желание читать, как это ни парадоксально, осталось. Нет только одного – возможности со всем этим богатством знакомиться. Как известно, издревле существовало два канала книгораспространения – библиотеки и книжные магазины, которые исторически считались просветительскими и культурными центрами. Сегодня ничего не изменилось, только добавился ещё один канал – книжная интернет-торговля. Однако стоит иметь в виду, что около 80 процентов книг по-прежнему распространяется через магазины, 10 процентов – через интернет-торговлю и 10 процентов – через библиотеки. Смею заметить, что эти цифры весьма приблизительны, ведь в органах государственной власти никто не занимается вопросами обеспечения равной доступности населения к литературному достоянию.
Поэтому сегодня вновь возникает вопрос: относится ли книжная торговля к области культуры? Или же в этом определении первично понятие «торговля»? Но тогда, по законам рыночной экономики, в ней должны действовать жёсткие правила конкурентной борьбы: что лучше и больше продаётся, то и должно быть на полках. Лишь та продукция, которая приносит больше прибыли с квадратного метра, должна предлагаться покупателям. И подход к выбору ассортимента должен исходить только из возможной материальной выгоды. Ведь законы рынка никто не отменял: пусть поставщики платят бонусы за размещение своего товара в книжных магазинах. Но что-то в книжной практике я такого не встречала.
Последние оставшиеся и пытающиеся как-то выжить книготорговцы мечутся в современном малоструктурированном книжном пространстве и на безвозмездной основе размещают книги на своих полках…
Вернёмся к вопросу о том, что первично в определении «книжная торговля» – книга или торговля? Если всё-таки торговля, то не должно быть на полках книжных магазинов умной, но маловостребованной литературы (а ведь к ней относятся и поэзия, и философия, и частично история, литературоведение, культурология…). Книг Ломоносова, Карамзина, Ключевского, Тютчева, Фета, Баратынского, Пруста, Канта, Гегеля (в этот список могут входить десятки тысяч названий социально значимой литературы) никогда не продать столько, чтобы это позволило окупить все издержки, которые существуют в торговле. Или, может, население стало малограмотным, интеллектуально не развитым, если книги перестают читать? Выступал же ещё в 1980-х годах американский президент с докладом «Нация в опасности», где говорил о проблемах чтения как о вопросе национальной безопасности страны. А мы до сих пор размышляем, является ли книга элементом культуры или обычной товарной продукцией. Европейцы даже вопроса такого понять не могут, книга и чтение так же естественны для них, как дыхание и жизнь. И о русской культуре они говорят, начиная именно с литературы – с книг Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова. Поэтому, если книга – это чисто коммерческая составляющая нашего общества, то нет и не будет книг в детских домах и интернатах, малообеспеченных многодетных семьях. Не будет книг и в больницах, воинских частях, в местах заключения...
А ведь раньше в стране проблема доступности книг рассматривалась как приоритетная задача на уровне государства и считалась важнейшей составляющей развития интеллектуального уровня населения. Времена изменились? Или поменялись чиновники, которые призваны на наши с вами налоги решать дела государственной важности, а не только свои чисто ведомственные проблемы? С поразительной настойчивостью в общество пытаются внедрить понимание того, что книжные магазины в нашей стране должны существовать как коммерческие структуры, которые не нуждаются в поддержке государства. А это значит: прощай, литература! Если не будет книжных магазинов, то как читатели смогут знакомиться с новинками? Через интернет? Уже даже не смешно. Прощай, «Национальная программа поддержки и развития чтения», ведь она, по мнению современных чиновников, изжила себя! Хотя в 2013 году всё на том же Российском литературном собрании В.В. Путин сказал о необходимости придания этой программе государственного статуса. Зачем? У нас и без неё всё в порядке! И нужно ли, чтобы народ книжки читал, если воплощённый в книгу писательский труд стал чистой коммерцией? А ведь это означает только одно – прощайте, последние книжные магазины! Хотя, может быть, С.Е. Нарышкин как председатель организационного комитета по проведению Года литературы разберётся в этом вопросе?! Причём мы не просим дополнительных денег. Мы понимаем, в какой ситуации страна. Мы просим системной поддержки книжных магазинов. Это копейки в масштабах государства. Надо создавать условия, при которых книга будет недорогой, доступной и качественной.
Если смотреть в суть проблемы, прослеживается чёткая цепочка: писатель – издатель – книжный магазин – читатель. Потеряется одно звено, потеряется в конечном счёте всё книжное пространство. И если это пространство будет и дальше рассматриваться как отдельные инициативы книгораспространителей в сфере торговли, а не как взвешенная политика государства в сфере литературы, книжные магазины и литература будут уходить из жизни общества.
Возвращаюсь к Году литературы. Хорошую инициативу поддержал президент России, когда на Российском литературном собрании предложил Год культуры в нашей стране продолжить Годом литературы. Благие намерения, но, как часто бывает, плохо исполненные. Можно бесконечно проводить мероприятия в поддержку литературы и чтения, возить писательские поезда на встречи с читателями и т.д. Но если у читателей не будет возможности познакомиться с книгами приехавшего писателя, толку и результата не будет. Регионам нужны поезда с книгами, регионам нужна государственная политика поддержки книжных магазинов как предприятий культуры. Детям нужны реальные, а не виртуальные книги.
Сегодня у нас есть шанс изменить сложившуюся ситуацию. В подписанном президентом документе «Основы государственной культурной политики» впервые упомянуты книжные магазины, книгораспространение и чтение как одни из составляющих элементов культурной деятельности государства. И сегодня это очень важно для всех книжных магазинов страны в их просветительском, образовательном и культурном движении. Выжить экономически и не потерять те социальные и культурные проекты, которыми мы сильны сегодня и которыми во многом мы привлекаем своих читателей. Важно не только сохранить интерес к книге, но и привлечь ту часть населения, которая сегодня не доходит до книжного магазина.
Трудно предположить, как возможно в регионах продвигать литературу и чтение, не опираясь на основной канал соприкосновения с книгами – книжные магазины. Ведь в состав организационного комитета по проведению Года литературы в России не вошёл ни один региональный книжный магазин, ни одна книжная сеть страны, не включена туда Ассоциация книгораспространителей независимых государств. А может, просто произошла историческая ошибка и книжная отрасль, бесспорная часть российской культуры, попала не в свой сегмент власти? И место ей не в ведомстве, функционал которого на 99% связан с телевидением, а где-то в другом, где не будут задаваться вопросом: книги Достоевского или Толстого – это культура или коммерция? И где понимают, что важным и необходимым условием существования книги в обществе является консолидация усилий всех участников книжной отрасли страны и государственных структур, связанных с культурой и образованием, системный подход к решению задач, которые сегодня жизнь поставила перед нами. Трудно предположить, что проводимый Год литературы сможет решить все существующие проблемы. Всё будет зависеть от людей, которые этими вопросами занимаются.