Январский блог о странностях эфирного календаря
В ночь с 13-го на 14-е
Страна после новогодних праздников по традиции гуляет почти две недели. Не знаю, как насчёт прибыли, но убытков не меньше, чем от ворованного «братьями-украинцами» газа. Хай-сизон в сфере отдыха отражается и на телеэкранах, но будто специально – в противоположном смысле, до неприличия наоборот. По-прежнему мы имеем два Новых года и соответственно в некотором роде – два сорта программ. Главное ночное новогоднее телевидение становится явным камнем преткновения для уставших голов, призванных хотя бы что-то изобретать в области телевещания. Наступление всеобщего экономического кризиса лишь в ещё большей, гротесковой форме показывает отсутствие здравой мысли и талантливости не только у творческого состава на каналах, но и среди самонадеянной продюсерской братии. В новогодние торжества на экране есть всё – бесконечная попса, уже раздражающая галкинско-басковская фальшивая радость не известно по какому поводу, один и тот же подбор одинаковых по лицу и мелодике исполнителей, «тормознутый» ургантовский «юмор» и абсолютно «нулевой» Цекало, примитивные шутки, повторяющие подобные им за последние полвека. Есть всё, кроме главного – любви, романтики, искренности, теплоты и семейственности, добра и надежды на предстоящую счастливую годину. Можно, конечно, сказать, что впереди всех нас ещё ждёт уже тысячу раз предрекаемый апогей пресловутого кризиса. «Будет тяжелее и тяжелее», – упорно твердят нам информационные дикторские тенора. Но если безумная имитация радости и веселья на телесборищах, отдалённо напоминающих «Огоньки» былых времён, это и есть «спасение» от предстоящих проблем, то такое – почти провинциальное – отображение праздничной радости является явным пиром во время чумы, к тому же ещё и бездарным.
Таково общее впечатление от увиденного на телеэкранах непосредственно в канун и сразу после Нового года. Единая смазанная неколоритно цветная картинка, сдобренная плоской режиссурой и давным-давно заиндевелыми сценариями, слегка подсоленная гарри-поттеровскими сказками, естественно, произведёнными не нами и не у нас. Даже фигурное катание «звёзд» в невероятных объёмах вещания стало понемногу надоедать.
Существует странная традиция в умах создателей телепродукции, которую можно охарактеризовать так: непосредственно на Новый год надо будто бы показывать попсовую радость и множество «известных» физиономий из так называемого апробированного медийно-эстрадного подбора, а вот что-то более «спокойное» и искреннее лучше отложить на потом, на старый Новый год. То бишь бой курантов по новому стилю – это для «передовых» зрителей, для ценителей современной эстрады и «продвинутого» юмора, а ночь с 13-го на 14-е – это для более выдержанных, для «старичков», кто живёт «вчерашним» днём, да и вообще – почему-то ещё живёт! А на поверку оказывается, что программы старого Нового года хоть и более «спокойны», но и более содержательны, привлекательны, интересны и душу греют. Общество кем-то словно делится на новогодников и старогодников, причём первые – это якобы «отличники», а остальные – ближе к второму сорту, к второгодникам и отстающим.
Вот такая школа современного телевидения. Но кто это у нас из «ящика» состоит в начальствующем «педсовете», да и откуда такие учителя? Каков у них мандат о соответствующем знании предмета? И есть ли у них право (хотя бы моральное) на «преподавание» нам философии пустоты и примитивности, на псевдорежиссуру, иногда граничащую с пошлятинкой и вызывающую постоянную оскомину от заведомого предвкушения пародийного показа настоящего Нового года?!
Но есть и прямые вызовы обществу. «Код да Винчи», на мой взгляд, – очень слабый, малоинтересный и вторичный по режиссуре и жанру фильм, никак не соответствующий той крикливой рекламе, которая была задействована на его продвижение, в том числе в нашем кинопрокате и на медийном рынке. Но даже и такой фильм показывать в канун Рождества Христова по нашему «старому», но действующему юлианскому календарю, который веками был принят в России и ныне признаётся Русской православной церковью, – это вызывающий недоумение факт, который мог бы стимулировать решение, например, в самом медийном сообществе – не позволять совершать такие провокационные действия. Менеджеры, допустившие такой показ именно в эти дни, должны быть немедленно уволены с телеканала как явные нарушители профессиональной этики. Не сделаем этого – подобное повторится вновь и вновь. И будет как на дороге: не оштрафованные нарушители продолжают ездить на красный или по встречной. А ведь если кому-то очень хочется, всё равно – нельзя, опасно! Когда кому-то не хватает своего внутреннего «тормоза», общество должно использовать свои законы и следовать своей непреклонной воле.
Перспективы 2009-го
Отметим вкратце.
– Как уже говорилось, нас ждёт первый социальный (бесплатный) пакет цифрового телевидения – 8 телеканалов. Однако возможно добавление к нему и тех, кто не попал в список. Заволновались каналы СТС, ТНТ и РЕН ТВ, которые пресса характеризует как оказавшиеся «в пролёте». Они готовы вложить свои средства, дабы оказаться в сетке цифрового вещания вместе с уже утверждёнными. Есть лишь одна проблема – если зрители не будут платить за их просмотр, то возможны некоторые трения каналов с налоговой инспекцией. Впрочем, поживём – увидим (или не увидим?).
– Общий режим экономии во время кризиса породил в мире движение за экономию электроэнергии. Смешно сказать, но это касается плазменных панелей, которые предлагается заменять на жидкокристаллические телеэкраны. Они намного экономичнее. Однако в России «плазмой» владеет не более 1–2 процентов населения. Так что экономия в отличие от «лампочки Ильича» нам и не светит.
– Обещано мобильное телевидение – для наших телефонов. Будет пока дороговато, но всё-таки… Ждём.
– Прогнозируется возрастание роли примитивных нашенских сериалов на телеканалах. Оказывается, без них – никуда.
– Не прогнозируется появление новых телеведущих или более-менее грамотных комментаторов в разных областях жизни и знания. Увы, нынче в моде – на ТВ и на радио – почти бессмысленный стёб и «проверенные» физиономии. Считается, что «стебание» удобнее для мозгов уставших от жизни потребителей. Но сами потребители пока ещё с этим не согласны. И правильно.
– Ждём новой телевизионной премии – взамен прогнившей ТЭФИ. Такая новизна крайне необходима, дабы проявить скрытые пока имена и лица, а также толковые и талантливые отечественные проекты.
– Увы, но будет продолжаться влияние на наше ТВ продукции, изготовленной в Голливуде. Наше «современное» кино, быстро переходящее на экраны, является пародией и повторением того, что американской киноиндустрией было найдено и разработано уже давно. Фильмы «Стиляги» и «Обитаемый остров» это вновь подтвердили, будучи второстепенными и американизированными. После них многие – по выходе из кинозалов – буквально отплёвываются. Но деньги на съёмки уже угроханы. Ничего не поделаешь. Жаль, что не на продолжение лучших традиций российского кино. И не менее жаль, что попадут они вскоре на телеэкраны, где это увидят миллионы.
И миллионов людей – жаль. И потерянное ими время на просмотр – также.