Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 мая 2013 г.

Рэй Брэдбери - потомственный марсианин

02 мая 2013

В названии книги Фёдора Раззакова и Михаила Крыжановского «Владимир Высоцкий – суперагент КГБ» (М., «Алгоритм», 2012) в конце стоит не вопросительный знак, а точка. Таким образом получается, что авторы раскрывают нам страшную тайну из жизни советского барда. На основании чего? Найденных документов? Неоспоримых свидетельств бывших сотрудников КГБ? Показаний людей, которым можно безоговорочно доверять? Нет, нет и ещё раз нет.

Откуда же взялось это категорическое утверждение? Оно просто высосано из пальца. Более того, похоже, что это авторское ноу-хау в написании подобного рода «бестселлеров». Берётся биография известного человека (желательно умершего, чтобы не мог возразить и, самое главное, не мог подать иск в суд), чьё имя у всех на слуху, и рядом с неоспоримыми фактами его жизненного пути монтируются какие угодно авторские фантазии. А уж приписать знаменитость к тайным агентам КГБ – верный путь к коммерческому успеху сочинения.

Вот, к примеру, авторы рассказывают о приезде Владимира Высоцкого в Париж. Вы думаете, он примчался к Марине Влади? Нет, восклицают сочинители, это так, маскировка, а на самом деле, для выполнения шпионского задания. Вообще, логика у авторов книги такая. Скажем, в Сочи Владимир Семёнович останавливается в гостинице «Интурист». Ну, понятно, для простого советского человека туда путь закрыт, а для агента КГБ – никаких проблем. В Ленинграде происходит обратная штука. Известного на всю страну певца отказываются заселить в тамошний «интуристовский» номер. Это потому, не моргнув глазом, утверждают авторы, что Высоцкий не смог дозвониться до своего куратора из КГБ.

Ну, а дальше мелькают страны, города, калейдоскопом проносятся различные лица, среди которых – актёры, писатели, бизнесмены, диссиденты и даже один наркобарон. Да, кстати, какие конкретно задания выполнял Высоцкий по линии КГБ? Гм, гм, понимаете, это секретные дан… а нет, постойте, он следил за международным наркотрафиком. И не только следил, но и помогал наркоторговцам. Потому что они, наркоторговцы, делали полезное для Советского Союза дело, заваливали Запад всякой дрянью, разлагали проклятый капитализм изнутри, подсаживали потенциальных солдат НАТО на иглу.

А с чего началось сотрудничество поэта с советской спецслужбой? Получилось так. КГБ через подставных лиц попросило барда сочинить цикл «китайских» песен, разумеется, с наших, с идеологически правильных, позиций. Высоцкий написал, с тех пор пошло и поехало. От себя добавлю, что впервые эти песни я лично услышал в семидесятые годы прошлого столетия и воспринимались они тогда почему-то, как сатира на советскую, а вовсе не на китайскую, действительность. В данном случае КГБ как-то недоработал. Как говорится, первый блин комом.

Доселе неизвестный широкой публике Михаил Крыжановский в книге присутствует не безликим статистом, а в качестве авторитетного эксперта. Все самые безумные предположения своего соавтора (участие Высоцкого (! –да, да) в убийстве болгарского диссидента Маркова – печально знаменитый «укол зонтиком», в заговоре против советского барда Александра Галича, в покушении на Папу Римского Иоанна Павла ІІ) он снисходительно подтверждает с позиций бывшего штатного сотрудника КГБ. В “бестселлере” даже помещена биография этого человека из “конторы”, видимо, сочинённая самим Михаилом Крыжановским. Давайте проследим пунктирно. Нынешний “писатель”, будучи первокурсником иняза Черновицкого университета, был завербован 5-м идеологическим отделом УКГБ по Черновицкой области. На осведомительской ниве Крыжановский так хорошо себя зарекомендовал, что после окончания вуза его пригласили на работу в КГБ. Наш герой закончил курсы контрразведки в Горьком и стал трудиться в в одном из райотделов госбезопасности в Ивано-Франковской области. Вскоре бойкого сотрудника направили на курсы при Институте ПГУ КГБ имени Ю. Андропова ( почему-то опять на курсы, а не в сам Институт). Крыжановского натаскивают уже как разведчика, после чего он возвращается в родное Управление по Ивано-Франковской области, откуда ведет разведдеятельность против… США. Да, да, именно там вершились самые смелые и грандиозные операции всемогущей советской разведки против коварных американцев.

Дальше, после развала СССР, Крыжановского зачисляют в Службу безопасности Украины и в качестве разведчика-нелегала(!) направляют в Москву, чтоб, значит, допечь там клятых москалей. Подождите, это как? Человек закончил на территории России два учебных заведения в системе госбезопасности, имеет массу соответсвующих знакомых, а в Москве прикидывается обычным журналистом. Встречает, к примеру, на Тверской однокашника и говорит ему: “Я здесь разведчик-нелегал, только ти-хо!”. Мало того, он ещё одновременно и снайпер спецгруппы “Набат”, наверное, по совместительству.

В итоге, как и следовало ожидать, из Москвы горе-нелегала попёрли. Снайпер-разведчик бежит в Польшу, а потом плавно перемещается в США. Там его немедленно вербуют сразу аж два ведомства – ФБР и ЦРУ. Хочу абсолютно конфиденциально сообщить Михаилу: не знаю, как насчёт ФБР, а вот с ЦРУ вышла неувязочка. Не имеет права эта организация вербовать кого бы то ни было на территории США, только за пределами своей страны. Михаил, может, Вас земляки там, на чужбине, разыграли, весёлые украинцы из Ивано-Франковска? Так или иначе, из этой вербовки ничего путного не вышло, не принесло бывшему чекисту очевидных материальных выгод. Видимо, оказавшись на финансовой мели, Крыжановский решил чуток подзаработать на сенсациях. Обратился к американским журналистам, дескать, так и так, шеф гестапо Мюллер после войны переселился в США и работал на ЦРУ. Американские журналисты выслушали и говорят: хорошо, а доказательства есть? Тут Крыжановский явно обиделся: мол, какие доказательства, вы что мне, агенту ЦРУ, не верите? И после этого решил рассказать всю правду о Владимире Высоцком. Откуда узнал? Да один знакомый генерал из КГБ лично рассказал. Кстати, какое конкретно у самого Крыжановского было звание, он почему-то не сообщает, наверное, смущается. И вот тут как раз чекисту-расстриге подвернулся Фёдор Раззаков, давно и плодотворно окучивающий благодатную поляну шоу-бизнеса. Интересы сторон, как говорится совпали, и в результате появилась книга с сенсационно кричащим заголовком.

А я с недавних пор с некоторым содроганием захожу в книжный магазин. Боюсь на полке новинок увидеть сочинения типа “Юрий Андропов – агент ЦРУ” (глупо писать, что он – агент КГБ) или “Рей Брэдбери – потомственный марсианин” (а иначе как бы он написал свои знаменитые “Хроники”?). Ведь начало этой серии уже положено.

Юрий КОМЯГИН, г. Гродно, Республика Беларусь

Тэги: Критика
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Второстепенные или главные?

    08.12.2021
  • Любовь в аду и ревизия рая

    16.11.2021
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
  • Алиса из Зазеркалья

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS