«Оскар» вступил в девятый десяток
Можно строить разные «конспирологические» версии, объясняя факт воскресного абсолютного «оскароносного» триумфа ленты «Миллионер из трущоб» множеством тайных пружин и скрытых причин в диапазоне от экономических до социально-нравственных. Действительно, вручение разом двух основных призов – за лучший фильм и за лучшую режиссуру (плюс аж шести, что называется, «до кучи», в категориях «операторское искусство», «монтаж», «песня» и проч.) – кажется, так и просится быть проинтерпретированным в разрезе политэкономии. Картина снята на индийском «материале», с индийскими же актёрами, соответственным музыкальным рядом и вообще в торжествующе болливудском духе. Чем не грамотнейший ход по завоеванию одного из крупнейших мировых зрительских рынков, обретающий дополнительные обертоны в условиях продолжающегося понятно чего.
О кризисе в ходе 81-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии, кажется, не вспоминали. Четырёхчасовое, невзирая ни на что «бриллиантовое», как в прямом, так и переносном смыслах шоу, отлаженное до степени сверхточного компьютерного оборудования, традиционно включало в себя набор виртуозно исполненных эстрадных номеров, фейерверк шуток (не всегда остроумных), периодические «прокладки» в форме видеонарезки (неизменно безупречного качества) и, естественно, целый атлантический океан пролитых слёз и исторгнутых благодарностей (и те и другие в большинстве своём выглядели искренними). Сотни на все лады повторяемых Thank you – по адресу коллег и партнёров, членов семьи и друзей, а также членов академии – хотя и стали обязательным ритуалом, тем не менее почти не раздражают, не вызывают телезрительского чувства протеста, рождающегося при наблюдении аналогичных церемониальных попыток отечественного розлива. То ли там и впрямь артисты стали гораздо артистичнее, то ли дело просто в наработанном восемью десятилетиями опыте, то ли у них эти «Спасибо» действительно оплачены максимальным – вне зависимости от конечного художественного результата – напряжением духовных и физических сил, – а оттого действительно проистекают от сердца?..
Тому же постановщику «Миллионера» Дэнни Бойлу было за что благодарить членов голливудского академического сонма. 53-летний британский уроженец снял за свою карьеру несколько как минимум мастерских и новаторских картин (включая столь высоко ценимый синефилами всей планеты «Трейнспоттинг», или, как у нас его нередко именуют, «На игле»), но ни одна из них ни в единой из номинаций не то что не получала, но даже не номинировалась на «Оскар». (Вероятно, по причине их несколько зашкаливающего для тутошних «санитарных норм» уровня радикальности сюжета и языка, уровня «арт-хаусности» и творческой бескомпромиссности.) И нынешний премиальный дождь, пролившийся на крепко и лихо, но – честное слово! – не более того, сделанное кино, наверное, стоит расценивать и в качестве заслуженной награды за вклад в искусство. И, возможно, как своего рода поощрение «блудного сына», после долгих лет «сомнительных экспериментов» приводившее к едва ли не любованию наркоманской средой, окончательно возвратившегося к «человеческой истории». Это мы в отношении выше упоминавшейся социально-нравственной «версии».
Так или иначе у Бойла и его азиатских товарищей получился классический вариант картины «для семейного просмотра», равно зрелищной и предлагающей повод для размышлений об окружающем мире. Повествование о юноше, чьё сирое-босое мумбайское (то бишь бомбейское) детство и отчаянная борьба за свою первую любовь немало помогли в срывании банка в интеллектуальной телевикторине «Кто хочет стать миллионером?», позволяет и ориентальной картинкой полюбоваться, и песнями-танцами насладиться, и посопереживать вволю гражданам «третьего мира». О коих кто, как не Голливуд, сегодня вспомянет, со всеми вытекающими из этого благоприятнейшими последствиями.
Вообще «Фабрика звёзд», никогда особо не скрывавшая своих глобальных притязаний, претензий на мировое господство, нынче – как показали итоги минувшего года – экспансионистскую политику особенно усилила. Этому могучему, судя по всему не подвластному никаким внешним бурям, художественному производству истинно до всего есть дело. До всех стран, народов и континентов, до всех эпох, до всех страт, до всех имеющихся людских групп, слоёв, «подвидов»… Отсюда в числе номинантов и призёров такие разные уже на уровне «места действия» фильмы, как переносящий нас в послевоенную, тщательно соскребающую с себя фашистский эпидермис Германию «Чтец»; как «Харви Милк», реконструирующий реальную хронику жизни первого из американских политиков, открыто заявившего в семидесятые о своей нетрадиционной сексуальной ориентации и за это убитого. Эти опять-таки отнюдь не великие фильмы отмечены как минимум блистательными актёрскими работами в «главных партиях» – и два «Оскара», доставшиеся в итоге выдающимся исполнителям Кейт Уинслет (впервые, с шестого захода) и Шону Пенну (во второй раз, с аналогичным количеством выдвижений), не вызывают ни малейшего возражения. При том, что данные категории по доброй заокеанской традиции были особенно богаты по части конкурентоспособности номинантов.
Именно эта «надмирность» уверенно заявляет о себе и той щедростью по отношению к «братьям нашим меньшим», которая была продемонстрирована на последней церемонии в виде награждения вожделенными золотыми статуэтками представителей кинематографа Японии (не только в номинации «Лучший иностранный фильм», но и за короткометражный мультик), Германии (премия за игровую короткометражку), Испании (приз Пенелопе Круз за «Лучшую роль второго плана» в картине Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона»).
И именно этот неуклонно растущий «глобализм» Голливуда и его чрезвычайного и полномочного представителя – «дядюшки» «Оскара» и заставляет в конечном итоге миллионы людей на всей планете внимательно следить за всеми перипетиями этого, строго говоря, всё же «внутреннего» американского церемониала, невзирая на разницу часовых поясов. Пускай на время, на четыре часа, но достаточно прочно объединяя значительный процент населения земного шара. Совершая это всё ж таки не средствами политики, спорта, уже не говоря о мировых катаклизмах, а путём искусства. Хотя и не всегда безусловно выдающегося, но всегда отмеченного знаком профессионального качества.