Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Голое время

01 января 2007

ПОЭЗИЯ

Сергей СТРОКАНЬ

Автор поэтических книг «Белый свет», «Прощание с зимой», «Осы, сентябрь, Осирис». Номинант Международного поэтического конкурса имени Максимилиана Волошина за рукопись книги «Корнями вверх» (2010).


ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СКАЗКА
За автостоянкой – бессвязный пустырь с лебедою,
куски расчленённых машин, что своё отлетали.
Мерцающий дождик покроет их мёртвой водою,
как в сказке срастутся они,
но задышат едва ли.
Плывут облака, вглубь земли направляя ветрила,
покуда варяги вонзают лопаты в её пуповину.
Копают траншею, как будто копают могилу,
и бритвою почвы фигуры их срезаны
наполовину.
Дыша перегаром в лицо богомерзкого века,
в котором жучки отпевают движки, повисая над бездной,
они погружаются в небо без низа и верха –
трава-лебеда станет их
лебединою песней.
И было бы можно цепляться за них,
продлевая кусты,
но только гробокопателя труд здесь почётней давно,
чем любая заслуга,
но только иной – соразмерный с дыханьем – пустырь
лежит средоточьем
свободы и мёртвого духа…
1999

СУПЕРМАРКЕТ
Марку Шатуновскому

Если пища мертва, то её неприступны останки,
тронешь сэндвич холодный глазами – и ты уже сыт,
в перерезанном горле безжизненной белой буханки,
словно твёрдая кровь, застревает полоска сухой колбасы.

Узкогорлая ваза, в которой задушены тихо побеги восторга,
пересеянной влагой давно подавила восстанье слюны,
чтобы ты холодел у витрин продуктового морга,
подбирая покойника с яркою биркой цены.

Если эти хлеба рождены не божественным жестом
и элитные вина не взмах над пустыней пролил,
то тебе не уйти от суфлёра сферической жести,
от нелётного времени с тяжестью свинченных крыл.

Между спущенным облаком и нависающей карой господней,
затянувший удавку на горле слепой пустоты,
супермаркет петляет, как длинный туннель к преисподней,
ты идёшь по нему, ты совсем поседел, и твой сэндвич остыл,

и, пожалуй, один лишь язык не утратил свободу,
только вздыбить его, если рот не закрыть на замок, –
всё равно что с разбегу нырнуть в зеркала, а не в воду
или с места рвануть – и себе наступить на шнурок.

Значит, будет пуста усыпальница в льдистом кристалле,
где когда-то зрел бунт,  а сейчас безмятежно
течёт бытиё…
То ли рожь, то ли ржа прикипает к заоблачной стали,
что, как чёрствую булку, разрезала горло твоё.
2009

ПИР
То ли настолько приелись фрукты Матисса
с абсентом Дега,
что остаётся наполнить желудок соц-артовским
кормом,
то ли мелеет привычная речь и её берега,
как камышом, зарастают шуршащим попкорном.
И натыкается пьяный язык на скользящие абрисы –
новым язычеством выложенные мозаики:
вискасы, легинсы, сникерсы, тампаксы, памперсы,
рокеры, брокеры, байкеры, домохозяйки…
Звёзды ток-шоу или спичрайтеры каждого флюгера,
что разбрелись по лужайкам сочного бакса,
хакеры, хукеры и номинанты на Букера
и, наконец-то, просто тинейджеры в слаксах.
Не из пучины, а из речной взбаламученной гущи
рыбка всплывает: «Чего тебе надобно, старче?
Ты подари мне отечество райского Гуччи,
райского Гуччи, а заодно и Версаче».
Мёд-пиво пил я на этом пиру, незамеченный гость,
и из зубов выковыривал Пушкина, как буженину,
сыто икая. Постмодернизм это вовсе не пост –
вискасно-сникерсный жор или роял канинный.
Слова не слыша  и не ощущая оков,
я на конях пустоты ускакал в заязычье
в сопровождении свиты хмельных разудалых божков
в их этикеточном,
их медальонном, брелковом величии.
1998

РЕКВИЕМ
Oсень – с водою разлитой, с дорогой разбитой,
Медленный шаг по земле – беспощадной, открытой.

Солнце и жижа. Ливень и тленье лиственной меди.
Буря. Смешенье червонного с чёрным. Жизни и смерти.

Солнце – пропало. Листья – сорвало. Ствол – надломило.
Старшего в доме подняли мы над растерянным миром.

В голое время, текущее чёрной землёю,
К пропасти чёрной он подплывает красной ладьёю.

Эта исчезнет ладья, будет нигде – и над нами,
так же  и предки, закончив труды, уходили ладьями.

Где они нынче, в каких  измереньях гуляет их сила?
Чёрная пропасть следы растворила, нас не спросила.

Чёрная пропасть и чёрная память, бредущая степью,
Соединятся, станут густою чёрною нефтью.

Чёрным терпением пласт под ногами нальётся,
искры дождётся – нефтью взорвётся. Земля содрогнётся.
1984

РЫБЫ
Я видел камни, что хранят равнине верность
с мечтою тайною тиски земли разжать.
Как рыбы, что всплывают на поверхность,
из красных глин они выходят подышать.

И ртами тянутся навстречу небосводу,
пытаясь  превозмочь судьбу камней,
пусть не дано им пересилить несвободу,
вмурованным в сухое русло дней.

Не для аквариумов новорусских парков,
не для карьеров дореформенной воды.
Они торчат, как остовы музейных карпов,
блестя узорами чешуйчатой слюды.

Но плавники, слоистый грунт листая,
не ведают, что всё это впустую,
что кремня обессилевшая стая
не сможет вечность переплыть густую.

Так степь, что выдыхает вместе с нами,
не отделяя кислорода от азота,
подводит нас с рыбоподобными камнями
под общий знаменатель горизонта.
2009

Обсудить в группе Telegram

Сергей Строкань

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS