Поводом для появления этого материала послужило обращение в «ЛГ» инициативной группы по созданию в Санкт-Петербурге памятника Юрию Борисовичу Левитану. Участники штурма Рейхстага Герой Советского Союза генерал-майор запаса И. Клочков, кавалер орденов Великой Отечественной войны, Красной Звезды и многих медалей подполковник запаса Н. Беляев и автор идеи создания памятника В. Волков попросили поддержать эту инициативу.
На 60-летие Великой Победы стараниями В. Волкова и его соратников на Московском вокзале Санкт-Петербурга был открыт памятник «Голубь мира», а к 65-летию Победы такой же памятник появится на Белорусском вокзале в Москве, откуда уходили эшелоны на фронт и куда возвращались эшелоны с воинами-победителями. Разрешение от министра путей сообщения РФ В. Якунина уже получено.
Не так всё просто оказалось с установкой памятника Ю. Левитану. Организаторы написали более 500 писем в различные инстанции, заручились поддержкой видных деятелей науки и искусства, нашли для этого проекта спонсоров, но не получили поддержки в администрации Санкт-Петербурга. Причём в своём ответе за № 93.8-9059 от 9 октября 2009 г. председатель Законодательного собрания города В. Тюльпанов написал: «Законодательное собрание Санкт-Петербурга поддерживает Вашу патриотическую инициативу создания памятника главному голосу нашей страны – Юрию Борисовичу Левитану. Голос Ю.Б. Левитана для всех поколений россиян – голос, который поднимал в атаку бойцов, мобилизовал на подвиг, укреплял волю к победе над ненавистным врагом». Далее предлагалось провести согласование с Комитетом по градостроительству и архитектуре города. Через шесть дней в адрес инициатора проекта пришло письмо за № 7.6-553 от 15.10.2009 г. за подписью председателя комитета по социальной политике СПб.
А. Ржаненкова, в котором сообщалось следующее: «По поручению губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И. Ваше обращение об установке памятника Левитану Ю.Б. рассмотрено в Комитете по социальной политике СПб.». Далее разъясняется порядок установления памятников и мемориальных досок в городе. И в заключение: «В городах Вологде и Москве установлены памятные мемориальные доски и памятник на Новодевичьем кладбище (10-й участок) на месте захоронения Ю. Левитана. Исходя из вышеизложенного, установка памятника Левитану Ю.Б. в Санкт-Петербурге в настоящее время не представляется возможной. Одновременно сообщаем, что Ваше предложение рассмотрено на заседании Оргкомитета по подготовке к празднованию в Санкт-Петербурге 65-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, состоявшемся 13.10.2009.
По результатам обсуждения данного вопроса принято решение о включении записи с голосом Левитана Ю.Б. в сценарии основных городских праздничных мероприятий, посвящённых 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне».
Ну что ж, видимо, есть резоны памятник Ю. Левитану в Санкт-Петербурге не ставить, так же как и у инициативной группы – добиваться обратного результата. Хорошо, что хоть голос будет звучать. Кстати, и ещё одна инициатива В. Волкова воплотится в жизнь. Министр связи и массовых коммуникаций РФ И. Щёголев сообщил, что к празднику в значимых местах страны будут установлены громкоговорящие устройства, точь-в-точь такие же, какими они были во времена войны.
Ветераны вспомнят военную юность, а юные узнают хоть что-то о войне. В этом есть жизненная необходимость, поскольку молодёжь, оболваненная телевидением и Интернетом, имеет о нашем славном прошлом весьма уродливое представление. Я спросил у своих детей (33, 18 и 14 лет), знают ли они о том, кто такой Юрий Левитан. Оказалось, что никто из них о дикторе Юрии Левитане не слышал ничего. Это уже поколение перестройки и нового века.
А поскольку Ю. Левитан сам о себе говорил: «Я советский человек, и этим всё сказано», вспомним о нём как о человеке и гражданине Великой страны, оставив за кадром всю мифологию, как то: о «враге Гитлера № 1», о «250 000 рейхсмарок за его голову», о «сотнях фашистских диверсантов, засылаемых для его поимки и препровождения в Берлин, и о наших чекистах, сорвавших коварные планы врага», а также об «эпохе Левитана» и прочих благоглупостях.
Итак, о Юрии Левитане. Чтобы не уподобиться персонажу поговорки «лжёт как очевидец», предпочту обратиться к академическим источникам информации:
Левитан Юрий Борисович (р.19.9 (2.10) 1914, г. Владимир), диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист РСФСР (1973). Член КПСС с 1941-го. Работает диктором Всесоюзного радио с 1931-го. Обладает редким по тембру и выразительности голосом. В годы Великой Отечественной войны чтение Л. сводок Совинформбюро, приказов Верховного Главнокомандующего и др. сообщений имело большое агитационное и пропагандистское значение, оказывало сильное эмоциональное воздействие. Л. читает важнейшие политические документы, ведёт репортажи с Красной площади и из Кремлёвского Дворца съездов, участвует в озвучивании фильмов и т.д. Награждён двумя орденами, а также медалями.
Во многих фильмах о Великой Отечественной войне есть сцены, где люди слушают по радио сводки Совинформбюро. Традиционно эти сообщения зачитывал Юрий Левитан, и голос его в тяжёлые дни поражений был отнюдь не «победным» и «железным», как сейчас принято говорить. Это был голос страны, истекавшей кровью и жившей под девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!». Всего за годы войны Левитан прочитал около двух тысяч сводок Совинформбюро и более 120 экстренных сообщений «В последний час». Было бы абсолютно несправедливо здесь забыть об Илье Эренбурге с его почти ежедневными антифашистскими статьями в «Правде» и «Красной звезде», о Константине Симонове с его стихотворениями «Убей его» и «Жди меня», об Ольге Берггольц, чей голос звучал в блокадном Ленинграде. Сегодня вряд ли кто-нибудь помнит об Илье Шмелькове и Кузьме Ветеркове, которые вели на радио передачу «Огонь по врагу». Вспомним и о 130 концертных бригадах, которые поднимали настроение воинов на передовой, а также о тех, кто «с лейкой и блокнотом», зачастую ценой собственной жизни, делал своё необходимое стране дело.
И совсем по-иному звучал голос Юрия Левитана, когда он говорил о нашей Победе: «Внимание! Говорит Москва! Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Фашистская Германия полностью разгромлена!» После войны голос Левитана стал звучать в эфире всё реже и реже, и всё-таки наиболее важные сообщения поручали зачитывать ему. Он сообщил стране и всему миру о запуске первого искусственного спутника Земли, о полёте Юрия Гагарина в космос и о многих других важных событиях. Он много ездил по стране, встречался с людьми, многие из которых прежде слышали его голос из репродукторов.
Мать рассказывала мне о том, как в начале 50-х годов прошлого столетия в Караганду, где она в то время жила, приезжал Юрий Левитан и выступал перед учителями и старшеклассниками в Казахском драматическом театре. Он читал стихи негромким голосом, рассказывал о своей работе и ничем особенно не выделялся. Но когда по желанию зала он произнёс: «Смерть немецким оккупантам!», в зале повисла тишина. Каждый вспомнил о минувшей войне. Юрий Левитан провёл на радио более 50 000 радиопередач. Ему первому из наших дикторов было присвоено почётное звание народного артиста СССР.
В августе 1983 года, когда отмечалось 40-летие Курской битвы, Юрий Левитан был приглашён для участия в торжествах. Здесь, под Прохоровкой, на Поле воинской славы России, сердце его остановилось. В августе прошлого года ему исполнилось бы 95 лет.
А что касается памятника Юрию Левитану в нынешнем Санкт-Петербурге… Почему бы и нет? Но это должен быть, по моему мнению, памятник не символу Победы, а памятник Юрию Левитану – человеку и гражданину, частице великого советского народа-победителя. Юрий Левитан трудом и талантом внёс свою лепту в общее дело спасения человечества от фашизма. Будем помнить это.