Издательский дом «Литературная газета» выпустил книгу народного артиста СССР, председателя Комитета по культуре Госдумы Иосифа Кобзона «Исцеление культурой». Предлагаем вниманию читателей одно из предисловий к ней.
СССР, РОССИЯ, МОСКВА – три исторических адреса, три колоссальных явления, частью души которых был и остаётся певец Иосиф Кобзон. Политик Иосиф Кобзон. Личность Иосиф Кобзон.
Для столицы он из тех людей, которых каждый считает своим другом – настолько плотно, органично и естественно вплетено его песенное творчество в жизнь Москвы. День города, праздник Победы, тысячи «сольников» и больших концертов для нас, москвичей, телепередачи, музыкальные диски – голос Кобзона всегда с нами, и не было случая, когда этот голос – голос художника и гражданина – звучал бы не одухотворённо, не взволнованно, бесстрастно. Он не «исполняет» песни – он ими живёт, и потому ему подвластны и не ложный пафос, и проникновенная лиричность, и философская глубина.
Иосиф Кобзон создал наиболее крупную, очевидно, исполнительскую антологию советской песни. В лихие времена радикальных перемен он в отличие от некоторых коллег по цеху гордо продолжал себя называть народным артистом СССР. Те песни, песни войны и Победы, песни гагаринского племени, песни большой любви к Отечеству, остались с нами, потому что великую их гражданскую и культурную ценность он понимал так, как понимает это наш народ, как понимают это москвичи разных поколений.
В новые времена страна видела его в Афганистане и в Чечне, в Чернобыле и в далёком райцентре, на самых главных и на самых обычных сценах страны. А приходилось ведь петь и с брони танка, и на корабельной палубе, и под прикрытием бэтээров. Великая культура страны, её духовный заряд, её служение народу, а не элитному кругу ценителей и эстетов – в этом весь Кобзон.
Большой талант тем и велик, что не замкнут герметически в своём творчестве. Мы знаем и чувствуем накал его работы в Государственной Думе, где депутатский КПД Кобзона буквально зашкаливает. Думский Комитет по культуре – далеко не синекура, потому что тут забота не о своих гастролях, а о бедствующих музеях и библиотеках, подшефных детских домах, о ветеранах отечественной культуры, не поступившихся принципами и порой не вписавшихся в «культурный рынок».
Активное человеческое благородство в этом случае – не новый тип донкихотства, а осознанная гражданская позиция, и потому трудно представить себе инстанцию или кабинет, перед которыми спасовал бы депутат Кобзон. Перед ним пасуют, это случается, и нередко. Пасуют бюрократы, тушуются разного рода ловкачи от культуры, отступают чинуши. Министры понимают: Кобзон делает дело, а не «пиарится».
У нас плохое законодательство по культуре. Громоздкое, не заботливое по отношению к подлинному таланту, не очень чуткое к творческому поиску. Но это законодательство постепенно улучшается, набирает здравый смысл, обретает материальную основу для своей реализации. Это признание людей, а для депутата – верховенство закона ради интересов людей.
Так устроен мир, что яркий человек может кого-то и ослепить, лишить здравомыслия, отбросить в зависть и ревность. Дело не в особенностях творческой среды, а в общих закономерностях бытия: одних большой талант поднимает на большую высоту, другим – сушит душу. Достигнув подлинных высот в творчестве, Иосиф Кобзон не остался обойдённым вниманием, подчас запредельно критического свойства, не только у себя на Родине, но и за её рубежами. Закон «Об обеспечении чести и достоинства гражданина России», многострадальный, необходимый закон, который инициирует Кобзон, – это, по сути, часть российского ответа на тот беспрецедентный накат записной заокеанской демократии, которая не устаёт искать в нашем российском глазу соринку, забывая про брёвна в собственных очах.
Нужный закон, и он должен быть принят, если мы не утратили уважения к себе.
Кобзон – не человек без недостатков, нет. Порой способен включить пятую скорость там, где вопрос можно решить в рабочем порядке. Это – от неравнодушия. Рядом с ним легко не бывает, но он – человек с достоинством большого труженика, а это многое объясняет.
Человек ищет истину в искусстве и в жизни, в труде и в бытии. Ищет смысл громадного перелома, выпавшего на наше время. Мучится и творит своё дело. Успел написать интереснейшую книгу. Это книга большого художника, крупной личности, честное свидетельство о нелёгком времени. Лёгких времён, правда, и не бывает. Но на сердце всё-таки светлее и легче, когда поёт Кобзон.
Иосиф, надо петь. Надо.
, мэр Москвы
11 сентября И.Д. Кобзон отметил 70-летие. «ЛГ» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра.