Научно-популярная радиопередача
Мы уже писали (№ 51, 2008) о Леониде Николаевиче Возвышаеве (1927–1998), издававшем рукописный журнал «Неученье – тьма». Он выходил небольшим тиражом – 1 экземпляр. В нём помещались шуточные поздравления друзьям и знакомым, юмористические рассказы и пародии, одну из которых мы публикуем.
Вместе с родимыми пятнами прошлого нам как мрачное наследие бесправия и угнетения досталась плесень, из которой нельзя приготовить антибиотиков, – это болезни. В те годы я сам страдал сыпняком и хорошо помню, что отечественное здравоохранение было поставлено в тяжёлые условия. Но уже в пламени революционных преобразований начала тлеть палочка Коха, а затем и рак стал пятиться назад.
Сейчас скорбные встречи с инфекцией стали уникальным явлением. Распространённое слово «зараза» получило чисто лингвистический оттенок и бытует теперь лишь в среде тунеядцев и прочих паразитов на теле нашего государства. Существует научный казус о больном, которого долгое время лечили от желтухи, а при вскрытии выяснилось, что он – китаец. Вот какое коварное обличие принимают порой болезни!
Однако всё это присказка, так сказать, вода. Но если говорить о воде, небезынтересно напомнить радиослушателям, что три четверти нашей планеты покрывают моря и океаны. Что таят в себе молчаливые пучины?
Опустите на несколько минут голову под воду, прислушайтесь. До вашего слуха отчётливо донесутся скрип, скрежет, шорохи… Что это? Шум прибоя или нежный лепет волн? Отнюдь! Это говорят рыбы. Так что широко распространённая пословица «нем, как рыба» утратила свой смысл. И остаётся удивляться, как мимо такого явления прошла великая армия охотников за микробами.
…На газовой плите кипятится чайник. В небольшом объёме воды копошатся мириады палочек, инфузорий и тому подобных микроскопических амёб и туфелек. Языки пламени жадно лижут дно чайника, постепенно нагревается вода. Пока температура невысока – чайник безмолвен. Но вот столбик ртутного термометра приблизился к отметке 80 градусов, и в тот же миг из чайника понеслись какие-то тонкие звуки.
Откуда они? Звуки издают… микробы. Да, да! Это их предсмертные вопли доносятся до нас.
Вспомните-ка, при температуре 100 градусов – точке кипения воды – микроорганизмы погибают. А при 80 градусах (это установлено мной из многочисленных опытов) начинается агония бацилл. Возможно, записанные на ленту магнитофона звуки, издаваемые незримыми врагами человека, удастся расшифровать. Не исключено, что каждому отдельному виду болезнетворных бактерий соответствует свой голос.
В будущем достаточно будет нагреть больного, и электронный анализатор по предсмертному писку микробов безошибочно установит название недуга.
Нагревание вовсе не обязательно доводить до 100 градусов, что болезненно и невыносимо. Достаточно довести температуру до 80 градусов. Это волевой человек вытерпит. Можно не сомневаться, что медицина получит ещё одно мощное средство в борьбе за здоровье человека.