Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2021 г.
Культура Телеведение

Голова страуса

«Дело» о коррупции и интеллигенции

28 сентября 2021
Роза Хайруллина (мать) и Мераб Нинидзе (Давид)

Алексей Герман-младший не мой режиссёр ни по тематике, ни по темпераменту, его фильмы ассоциируются с туманом, унылой осенней изморосью, болезнями и угасанием. Новый фильм с громким названием «Дело» удивил тем, что в нём временами выходило солнце. Более того, в драматическом финале этого вроде бы типично фестивального кино не было привычной безысходности.

По сценарию, который режиссёр написал с Марией Огневой, в неком провинциальном городе живёт профессор, специалист по Серебряному веку по имени Давид. В социальных сетях он назвал мэра вором, не приведя, правда, никаких доказательств. Позже сам Давид, обвинённый в растрате, попал под домашний арест. И весь фильм этого несчастного интеллигента, конечно, не расхищавшего (очевидны ассоциации с Кириллом Серебренниковым), склоняют к тому, чтобы он признал вину. Ему швыряют в окна камни, его избивают, увольняют с работы, отключают воду, после смерти матери не пускают на её похороны. Когда у Давида начинаются серьёзные проблемы с сердцем, он даёт слабину, помышляя о капитуляции, но его защитница (Анна Михалкова), которой за участие в процессе тоже сильно досталось, не позволяет ему предать самого себя. И они выигрывают процесс. Но не потому, что суд встал на сторону закона, а потому что мстительный мэр зашатался, им недовольны наверху. Но тем не менее финал позитивный.

История весьма инфантильная, невнятная: что такого особенного украл мэр, что специалиста по Серебряному веку так задело? И почему пост какого-то преподавателя так задел мэра? И почему герои не задумываются: а откуда взялись в нашей жизни мэры-воры и студенты, которые пришли митинговать под окна Давида, думающие, что «Преступление и наказание» написал Пушкин? А нет ли в этом доли их вины?

Однако есть в фильме и что-то удивительно привлекательное. Во-первых, Мераб Нинидзе, исполнитель главной роли, под которого и писался сценарий. Есть в нём обаятельная мягкость и в то же время стойкость, которые заставили согласиться с тем, что главную роль в фильме про русского интеллигента, играет иностранец.

Он начинал в «Покаянии» Абуладзе, сейчас живёт в Австрии и много снимается за рубежом, а у Германа он играл главную роль в «Бумажном солдате». А может быть, режиссёру грузин был нужен именно для того, чтобы показать чужеродность, страшную оторванность русской интеллигенции от собственного народа? Она никому уже не нужна, разве для того, чтобы объяснить китаянке-аспирантке, с которой Давид сблизился за время домашнего ареста, что значит для России Мандельштам?

В фильме очень хороши женщины. Светлана Ходченкова, замечательно сыгравшая роль врачихи, которая во время последнего визита убедила и Давида, и зрителей, что она не может колоть ему, больному сердечнику, необходимые лекарства, ну не может, и всё (так ей приказало начальство).

А совсем неожиданным подарком стала соседка Давида, которую сыграла Анастасия Талызина. Девушка с характером и удивительно милым лицом. Сколько оттенков женственности в её улыбке. Когда речь зашла о карикатуре Давида, в которой он изобразил мэра... э-э-э, насилующим страуса, актриса поразила естественностью реакции. На её лице блуждала растерянная улыбка, и видно было, что ей эта карикатура отвратительна, и вообще, непонятно и противно всё, чем занимается Давид, но его, что удивительно, ей очень жалко. О сердобольные русские женщины!

Хороши, конечно, и другие актрисы: Роза Хайруллина в роли мудрой матери, Анастасия Мельникова (бывшая жена) и Саша Бортич (дочь). Нельзя не отметить работу оператора Ивана Бурлакова. Когда Давид выходит из своей тесной неприбранной квартиры во двор, то действующим лицом становится прекрасная русская осень.

Но кто будет смотреть это кино? На Западе русская интеллигенция, если она не вступает в смертельный бой с «кровавым режимом», никому не интересна, и у нас даже на премьере «Дела» было меньше четверти зала. А об окупаемости и речи нет. Почему? Чтобы понять это, нужно сделать фильм о прекраснодушных советских кинематографистах, которые тридцать пять лет назад больше всех жаждали перемен, рыночных реформ, довольно быстро приведших к невиданной коррупции, с одной стороны, и разрушению отечественной киноиндустрии – с другой. И теперь прокат прочно оккупирован Голливудом.

Александр Кондрашов


Тэги: Премьера Александр Кондрашов Роза Хайруллина
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS